Язык и религия как два столпа армянской идентичности

Читать на сайте Вестник Кавказа
Вот уже два месяца как законопроект о внесении изменений в законы "О языке" и "Об образовании" держит в напряжении всю политическую элиту и контрэлиту, а также армянское общество. Обсуждение законопроекта, предполагающего открытие иноязычных школ в мононациональной Армении, где 97% населения составляют армяне, сопровождалось бурными дискуссиями и перманентными акциями протеста. Неожиданно появившийся законопроект разделил на две далеко неравные части общество, где в меньшинстве оказались сторонники законопроекта. Утверждения последних о том, что школы с преподаванием на иностранных языках будут соответствовать международным стандартам, поставили в заведомо унизительное положение армянские школы, тем самым, став одной из главных причин недовольства в обществе. Отметим, что в поддержку законопроекта выступил президент Армении Серж Саргсян. По словам его пресс-секретаря, "наличие подобных школ создаст возможность для многих талантливых детей получать полноценное образование не за рубежом, а в своей стране".

Под непрекращающийся "шквальный огонь беспощадной критики" попал автор законопроекта, министр образования и науки, член правящей Республиканской партии Армении (РПА) Армен Ашотян, отставки которого требуют противники инициативы. По сути, министр оказался в этой ситуации в гордом одиночестве, не считая вялой поддержки своих однопартийцев. Позиция других партий правящей коалиции - "Страна законности" и "Процветающая Армения" (ПА) до сих пор характеризовалась в первом случае молчаливостью, а во втором - критическим отношением. Представители ПА неоднократно делали заявления о том, что проголосуют за проект лишь с соответствующими оговорками.

Против законопроекта выступают: парламентская оппозиция в лице партий "Наследие" и АРФД ("Дашнакцутюн"), внепарламентский оппозиционный Армянский Национальный Конгресс, Союз писателей, журналистов, Совет объединения армянских националистов, Общественный Совет при президенте Армении и другие организации.

По убеждению указанных сил, открытие иноязычных школ ставит под угрозу одно из великих завоеваний независимости – обеспечение общего образования только на основе родного языка. Последнее обстоятельство является залогом формирования национальной идентичности, сохранения и углубления коллективной сущности нации и, в конечном счете, становления и существования независимой национальной государственности. Противники также обеспокоены тем, что так называемые иноязычные школы, станут еще одной причиной поляризации в обществе, ибо далеко не все родители сумеют оплатить обучение своих детей в этих частных заведениях. С целью и полного изъятия законопроекта создана специальная инициативная группа "Мы против открытия иноязычных школ", объединившая многих ученых, известных общественных деятелей и политиков.

Невнятные объяснения немногочисленных сторонников законопроекта о том, что эти школы создадут возможность для общения с культурами других народов, заявления о том, что языком Интернета являются английский и русский, но не армянский, что настало время удовлетворить существующий в обществе запрос на открытие иноязычных школ, не только не разъяснили истинных целей этой инициативы, но еще больше усилили подозрения в обществе о том, что эта идея проталкивается извне.

Так, по убеждению председателя консервативной партии Микаела Айрапетяна, Россия начала очередную волну русификации: "К сожалению, в Армении сегодня правят российские ставленники, которые претворяют в жизнь задачу русификации". Известная общественная деятельница, вдова академика Рафаела Казаряна Гризельда Казарян также уверена в том, что эта инициатива организована извне.

Заседание Национального Собрания с 7 по 10 июня, в повестку дня которого был включен законопроект о внесении изменений и дополнений в законы "О языке" и "Об общем образовании", сопровождалось акциями протеста, которые проходила под лозунгами: "Язык это не имущество за долг!", "Требуем отставки Ашотяна!", "С армянским может конкурировать только армянский!", "Изъять предательский законопроект с повестки дня заседаний парламента!" Депутаты правящей коалиции, проходящие в зал заседания парламента, удостаивались скандирований - "Предатели!"

Между тем, бурная атмосфера царила и в самом Национальном Собрании, из-за чего депутаты не успели завершить рассмотрение вопроса об иноязычных школах, и в ходе первого чтения голосования не состоялось. А поскольку у парламента не осталось четырехдневок, то вопрос перенесен на внеочередное заседание, которое состоится 23 июня.

Неприятие общественностью идеи открытия иноязычных школ предопределило отрицательную для законопроекта динамику. Так, если поначалу предусматривалось создание 30-ти иноязычных школ, где преподавание на иностранных языках начиналось уже с первого класса, то впоследствии с учетом всех предложений и дополнений, были внесены ограничения. В частности, количество иноязычных школ было сокращено вдвое и составило 15 или лишь 1% от общего количества действующих в Армении школ. Согласно изменениям, преподавание на иностранных языках начнется лишь с 5-го класса. А объем преподавания армянского языка и литературы, истории религии и истории армянского народа будет аналогичен объему этих предметов в армянских школах и составит около 40 процентов всего курса обучения. Однако и эти изменения оказались недостаточными для многочисленных противников открытия иноязычных школ: "Проект противоречит Конституции, и если его авторы хотят что-то изменить, то прежде должны изменить Конституцию. Это проект о 30 сребрениках или зомбировании армянина",- заявил независимый депутат Виктор Даллакян.

Определенная динамика наблюдается и в лагере сторонников законопроекта, представителей правящей РПА, позиция которых стало куда более умеренной. Так, секретарь парламентской фракции РПА Эдуард Шармазанов выразил сожаление, что весь ход обсуждения законопроекта прошел в неправильном и даже радикальном русле: "Дело дошло до обвинения властей в предательстве. Конечно же, все это вызывает озабоченность. Поэтому и были внесены многочисленные поправки. Думаю, что внесенные изменения искоренят недовольство и озабоченность. Самое главное мы должны сознавать, что изменения не должны быть осуществлены за счет армянского языка. Школа должна быть цитаделью армянского языка",- заключил депутат. В ходе заседания парламента с довольно неожиданной речью выступил руководитель фракции РПА Галуст Саакян: "В таком виде закон и для нас неприемлем. В конечном счете, государства создаются для защиты языка и земли, остальные факторы - производные". Он посоветовал внести такие предложения, чтобы законопроект стал приемлемым для всех слоев общества.

На настоящий момент за инициативу выступают: РПА и "Страна законности". Депутат от фракции "Процветающая Армения" Наира Зограбян заявила, что фракция проголосует лишь в случае внесения в проект ряда дополнений, в частности, парламентарий указала на необходимость введения обучения на иностранных языках лишь с 10 класса.

Согласно никем не опровергнутым данным оппозиционных СМИ, между коалиционным РПА и "Процветающей Арменией" достигнуто политическое согласие о том, что, если правительство примет поправки и замечания партии "ПА", то последняя проголосует за законопроект. В частности, "ПА" предлагает вновь сократить число иноязычных школ, теперь уже до 9-ти, при этом иноязычное обучение будет введено только в старших школах, т.е. с 10-го класса, но не с 5-го и тем более не с 1-го класса!

Скорее всего можно сделать вывод о том, что идея создания иноязычных школ потерпела фиаско, натолкнувшись на сильное противодействие армянской общественности: "Национальная идентичность армян основана на нескольких столпах, но основными из них являются язык и религия. Ставить в сфере языка эксперимент означает ставить эксперимент в сфере национальной идеи",- уверен секретарь оппозиционной парламентской фракции "Наследие" Степан Сафарян.

Более 100 лет тому назад попытки передачи армянских церковно-приходских школ под контроль Министерства просвещения царской России, а также стремление изъять из программы историю и географию Армении, натолкнулись на массовое недовольство армянского народа и даже сопровождались применением вооруженной силы и кровопролитием.