Еврокомиссия решила помешать ″Северному потоку-2″
Читать на сайте Вестник КавказаЕвропейская комиссия предложила новый закон, который может осложнить план России по строительству газопровода в Германию. Однако вопросы юрисдикции, сроки и отступления означают, что судьба проекта, скорее всего, будет решена Москвой и Берлином. Как пишет Euobserver в материале New EU law takes aim at Russia pipeline, законопроект от 8 ноября вносит поправки в закон 2009 года, уточняя, что антимонопольное законодательство ЕС также применяется к сегментам морских трубопроводов на территории ЕС.
Это может означать, что российский газопровод ”Северный поток-2”, часть которого будет проложена в германских и датских территориальных водах Балтийского моря, должен управляться компанией, отличной от компании-строителя - ”Газпрома”, и будет вынужден предоставить доступ клиентам ЕС, таким как Польша или страны Балтии, даже если Россия хочет их заблокировать. Подобные требования побудили Россию три года назад отказаться от трубопровода в Болгарию под названием ”Южный поток”.
Комиссар ЕС по энергетике Марош Шефкович заявил, что новый законопроект не нацелен на блокирование ”Северного потока-2”. По его данным, Комиссия решилась на изменения в связи с ”конкурирующими юридическими мнениями” по российскому проекту, и сами изменения были разработаны для обеспечения ”долгосрочной юридической определенности для всех заинтересованных сторон”, причем они ”применимы ко всем существующим и будущим трубопроводам в равной степени”.
Но новый трубопровод, который может сконцентрировать 80% российского экспорта газа на немецком маршруте, идет вразрез с попытками ЕС сделать восточные страны блока менее уязвимыми в их зависимости от России.
Проект также угрожает Украине, поскольку ее транзитные трубопроводы могут стать непригодными как раз в то время, когда Киев пытается ассоциировать себя с Западом.
”Комиссия не видит необходимости в новой инфраструктуре масштаба Северный поток-2”, - говорится в примечании, сопровождающем новый законопроект. В примечании Комиссии отмечается, что у ЕС нет полномочий для принуждения России применять свои законы в отношении тех участков трубопровода, которые находятся в российских или международных водах. ”Законодательство ЕС применяется в юрисдикции ЕС, поэтому экстерриториального применения не существует”, - говорится в документе.
Вопрос юрисдикции означает, что Берлину предстоит обсудить с Москвой проект ”Северный поток-2” в соответствии с новыми мерами ЕС. Комиссия предупредила, что если Россия не согласится применить законодательство ЕС, ”будет непрактично применять разные режимы регулирования к разным участкам одного и того же трубопровода”. Комиссия также подтвердила свое предложение вести переговоры с Россией от имени Германии и остальной части ЕС.
Предложение Еврокомиссии
Но если Германия откажется от предложения, а модель трубопровода окажется нецелесообразной по стандартам Комиссии, законодательная поправка не имеет силы принуждать Берлин. Если Дания возражает против того, чтобы ”Северный поток-2” проходил через ее воды, поскольку это не соответствует новому законодательству ЕС, Россия может изменить маршрут таким образом, чтобы обойти датские воды. Поскольку ”Северный поток-2” планируется ввести в эксплуатацию к концу 2019 года, Комиссия заявила, что регулирование газового законодательства должно быть согласовано странами ЕС и Европарламентом в рамках ”ускоренной” процедуры к концу следующего года.
Законопроект, скорее всего, столкнется с возражениями не только со стороны Германии, но также Австрии, Франции, Нидерландов и Великобритании, чьи крупнейшие энергетические компании инвестируют почти 1 млрд евро в российский проект. Если закон будет принят после того, как проект ”Северный поток-2” станет действующим трубопроводом, законопроект также позволит Германии принять национальный закон, предоставляющий ”отступление” от новых правил. Предложение Комиссии об отступлении касается уже существующих газопроводов. Ссылаясь на возможность Германии отступить от предыдущего российского газопровода ″Северный поток-1″, который был введен в эксплуатацию в 2012 году, Комиссия заявила, что ”процедура будет соответствовать административному праву соответствующего государства-члена”. Поправки по газовому законодательству вряд ли понравятся ”Газпрому”, несмотря на его ограничения.
Стратегическая неопределенность
Так как консорциум ”Северного потока-2” планирует попросить банки в следующем году профинансировать большую часть расходов по трубопроводу стоимостью 9,5 млрд евро, британская энергетическая консалтинговая компания Platts отметила в примечании, что законопроект Шевковича может стать сдерживающим фактором для инвесторов, поскольку он ”усиливает юридическую неопределенность вокруг трубопровода”.
Угроза санкций США, принятых в начале этого года, против компаний ЕС, принимающих участие в российских энергетических проектах, может также сдерживать рынки капитала.
”Финансирование таких крупных инфраструктурных проектов становится практически невозможным после введения подобных санкций”, - сказал в сентябре в Москве Райнер Зеле, генеральный директор австрийской фирмы OMV, одного из инвесторов ”Северного потока-2”.
Конгресс одобрил меры по геополитическим соображениям, а российские политики в свою очередь заявили, что новые санкции делают предыдущие экономические меры ЕС и США в отношении России бессмысленными, если трубопровод будет построен. Санкции ЕС, введенные в 2014 году, не были нацелены на экспорт газа, хотя в то время во внутреннем документе комиссии говорилось, что это может стать вариантом, если конфликт в Украине обострится.
В первом полугодии 2017 года экспорт российского газа в ЕС вырос на 7,68 млрд кубометров (до 80,67 млрд) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отметили в Platts. Почти половина 9,5-процентного роста, 3,61 млрд кубометров, была доставлена по трубопроводу ”Северный поток-1” в Германию.