Евгения Сватухина на Вести.ФМ рассказала о восприятии населением Северного Кавказа революционных событий между февралем и октябрем 1917 года
Читать на сайте Вестник КавказаВ период с февраля по октябрь 1917 года территория некогда единого государства становится ареной столкновения цивилизационных проектов, за которыми стояли различные идеологии, предполагавшие создание противоположных систем государственной власти. Об этом заявила сегодня в прямом эфире передачи "Нацвопрос" на Вести.FM аналитик "Вестника Кавказа" Сватухина Евгения, рассказывая о восприятии событий населением Северного Кавказа, происходящих в России с февраля по октябрь 1917 года.
"Нацвопрос" - еженедельная передача на Вести.FM, в ходе которой обсуждают различные аспекты национальных отношений, в первую очередь, в России.
"В самом общем виде за историческую реализацию боролись два проекта "реверсивный", ориентированный на воссоздание традиционного государства и "красный", стремящийся к формированию новой общественно-политической реальности", - сказала она.
"В таком контексте к первому, относилась не только правая альтернатива, но и сотрясаемое кризисами Временное правительство, деятельность которого, говоря языком того времени "не смогла найти поддержки у масс". Лидер эсеров, министр земледелия Виктор Чернов впоследствии горько раскаивался: "Надо было … дать новые временные законы, которые бы регулировали все землепользование. … Вместо этого мы опаздывали, опаздывали и еще раз опаздывали". И это в обстановке, когда буквально каждая неделя усиливала кризис в стране. В этих условиях на первое место выдвинулись большевики с понятными и ждаными лозунгами о "земле, хлебе и мире". Так, в духе, отвечавшей желаниям масс выступал на митингах Лев Троцкий - "Советская власть отдаст все бедноте и окопникам. У тебя – буржуй – две шубы – одну – отдай солдату", сапоги отдай рабочему. Таким образом, революционная Россия представляла собой открытое информационное пространство, которое большевики стали заполнять более активно, нежели их политические оппоненты", - поведала она.
Эксперт обратила внимание на то, что революционные метаморфозы, затронувшие все государство, не оставили в стороне и Северный Кавказ, хотя перемены пришли сюда со значительным опозданием, однако, набрав обороты, они стали не менее радикальными чем в столицах. "В этот период в регионе появились сторонники новой идеологии и, как следствие новой политической власти. Эта часть социума (несмотря на то, что к общему числу населения их было меньшинство) становится проводником перемен. Это пассионарное меньшинство начинает раскачивать застоявшуюся, на их взгляд, картину провинциальной жизни", - указала аналитик "Вестника Кавказа", отметив, что идеи большевиков находили одобрение в регионе признавали даже противники нового строя.
"Первыми большевистские лозунги восприняли рабочие, а что касается сельского населения, то здесь необходимо отметить, что социокультурным своеобразием был аграрный консерватизм, предполагавший умеренность во взглядах, самобытный склад мышления и образа жизни, приверженность патриархальным устоям. Однако обстоятельства вынуждали людей к поиску альтернативных путей и способов самосохранения, подталкивая к политическому выбору", - обратила внимание она.
"Говоря о восприятии большинством населения региона новой власти уже в начальный период активного вооруженного противостояния, отметим, что оно было скорее пассивно-нейтральным, однако по мере распространения "практического большевизма" и реализации большевистской политики на Северном Кавказе это отношение стало кардинальным образом меняться, приобретая черты резкого противостояния, но это предмет уже отдельной дискуссии", - заключила Сватухина Евгения.