США показали армянский Мецамор - "город в тени самой опасной в мире АЭС"
Читать на сайте Вестник КавказаНакануне влиятельная американская газета Washington Post опубликовала подборку фотографий своего сотрудника Стефано Морелли о повседневной жизни работников Армянской АЭС и жителей города, где она находится, назвав сам Мецамор "городом, живущим между жизнью и смертью".
Как отмечается в материале WP, Армянская АЭС, расположенная примерно в 30 км от Еревана, "в течение долгого времени вызывала серьезные опасения ввиду, по крайней мере, двух причин: ядерный реактор на ней не имеет защитной оболочки, а сама станция построена в сейсмоопасной зоне". Издание также указывает, что станция была закрыта в 1989 году после Спитакского землетрясения. "В 2011 году журнал National Geographic признал Мецамор самой опасной атомной электростанцией в мире", - напоминает автор публикации.
"В 1995 году Washington Post опубликовала статью, в которой говорилось, что АЭС снова начала работать, так как Армения отчаянно нуждалась в электроэнергии в связи с тем, что Азербайджан ввел энергетическую блокаду (из-за оккупации азербайджанских территорий ВС Армении – прим. ред). В то время около трети населения Армении, которое составляло 3,6 млн человек, уезжало из страны зимой на три и более месяцев, потому что жить в зимний период в республике становилось невыносимо, а производства стояли закрытыми", - цитирует газета собственную статью 22-летней давности.
Несмотря на все риски, АЭС до сих пор работает, а люди продолжают жить в городе, построенном для работников станции. Альтернатив такой жизни немного, так как АЭС производит значительную долю электроэнергии в стране. Согласно Всемирной ядерной ассоциации, станция обеспечивала 31% совокупного объема электроэнергии в Армении в 2016 году. Фотограф Стефано Морелли побывал в городе в январе 2017 года, чтобы запечатлеть повседневную жизнь местного населения.
"Он обнаружил, что 10 тыс человек (тысяча из которых до сих пор работают на заводе) живут в старых домах советской постройки, пойманные в ловушку сомнений и страхов, бедности и выживания, жизни и смерти", - сообщили в американском издании.
Как отметил в интервью "Вестнику Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, у Армении нет возможностей найти адекватную замену АЭС. "Допустим, Армянская АЭС аварийно остановится – это будет достаточно большой удар по республике, ведь ей придется резко увеличить импорт электроэнергии из других государств. Но у ее соседей нет возможностей поставлять электричество в Армению: в Грузии дефицит достигает 1000 МВт в год, в Турции тоже дефицит будет до тех пор, пока "Росатом" не построит АЭС "Аккую", в Иране электроэнергетика развита недостаточно, про Ирак вообще нечего говорить. На юге России постепенно возникает нехватка энергии: вся свободная энергия идет через энергомост в Крым. По сути, только из Азербайджана Армения могла бы купить часть недостающей энергии", - обратил внимание он.
При этом неполадки на Армянской АЭС ставят под удар в том числе и российскую атомную энергетику. "От техногенной катастрофы на этой станции пострадает весь регион, не только сама Армения. Кроме того, авария на любой атомной станции порождает новую волну недоверия к АЭС в принципе: напомню, что после аварии на Фукусиме Южная Корея закрыла все свои АЭС, ряд стран Европы решили сделать то же, а ряд отказались строить новые. Поэтому, если авария произойдет, это скажется на всей ядерной энергетике в мире в целом и на российских перспективах в частности, потому что встанет вопрос о небезопасности АЭС. Все западные компании начнут говорить, что это не просто авария, а авария именно на советской, российской АЭС, а это скажется на "Росатоме", его стройках и перспективах стройки в других странах. Так будет, даже если удастся избежать ядерного загрязнения, скажем, в случае аварийной остановки станции", - указал Игорь Юшков. (полную версию интервью об Армянской АЭС читайте завтра)
Парадоксы Мецамора: В Аршалуйсе, совсем рядом с АЭС, люди вынуждены рубить дрова, которые являются единственным средством отопления домов - энергия станции уходит в другие районы.
И еще один парадокс жизни возле источника трети энергии Армении: в полночь власти отключают уличное освещение, чтобы сберечь электроэнергию, и Мецамор погружается во тьму.