Иван Тучков: "Мы хотим сохранить высокий уровень образования в России и Белоруссии"
Читать на сайте Вестник КавказаНакануне в МГУ стартовала международная программа "Дни исторического факультета БГУ на историческом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова", продолжающая реализацию долгосрочной программы учебно-научного сотрудничества исторических факультетов двух ведущих высших учебных заведений России и Беларуси. "Вестник Кавказа" побеседовал с деканом Исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, доктором искусствоведения, профессором Иваном Тучковым об этом событии.
- Какое место в жизни факультета занимает подобное взаимодействие между вузами?
- В первую очередь отмечу, что сегодняшнее мероприятие – это продолжение той традиции, которая уже сложилась: в прошлом году, в мае, аналогичные дни были проведены в Белорусском государственном университете. Дни исторического факультета БГУ у нас – это торжественное мероприятие с участием руководителей соответствующих факультетов и преподавателей, на котором мы обмениваемся мнениями по целому ряду вопросов. Оно подводит итоги и продолжает длительную, тщательную работу, что ведется в промежутках между подобными Днями, включающую в себя обмен студентами, магистрами и преподавателями. Наши преподаватели читают лекции в БГУ, преподаватели исторического факультета Белорусского государственного университета читают лекции здесь. Это обмен концепциями, методиками, мнениями и подходами.
Дело в том, что гуманитарные знания сейчас переживают непростые или сложные времена – по-разному можно оценивать – и для нас очень важно выяснение позиций и точек зрения, поскольку это позволяет давать более глубокое и более фундаментальное образование. К тому же, выяснение позиций – это всегда возможность обменяться теми новаторскими опытами, приемами, подходами, которые важны для нас и важны, я смею надеяться, для наших коллег из Минска. У нас налажены очень хорошие человеческие и научные контакты. Нужно сказать, что сейчас история, став очень популярной темой, часто подвергается неким политически продиктованным интерпретациям, что не совсем верно – и в таких условиях очень важно найти людей со схожими взглядами. Здесь мы нашли благодатную аудиторию, ведь мы преследуем общие цели для улучшения нашего исторического гуманитарного образования.
- В ходе заседания был подписан документ о создании магистерской программы. Не могли бы рассказать об этом подробнее?
- Магистерские программы – один ключевых моментов той системы высшего образования, которая сложилась; в МГУ это так называемая интегрированная магистратура, а в других вузах страны это бакалавриат и магистратура. Мы заключили с историческим факультетом БГУ соглашение о магистерских программах, представляющих собой как раз второй уровень обучения, весьма существенных и очень интересных. Мы предлагаем две новых магистерские программы, которые востребованы и у нас, и в Белоруссии, поскольку они отвечают наиболее прогрессивным моментам исторического знания. Речь идет о том, что касается проблем исторической информатики, то есть новых подходов к истории, и о том, что касается проблем диаспоры, так как национальная проблематика сейчас очень актуальна, и не только в наших странах, но и в общеевропейском, и в общемировом масштабе. Возможность оценить наш общий опыт трактовки проблем диаспор, проблем развития национальной специфики очень важна и очень полезна. Как я уже сказал, главное для любого гуманитарного знания – фундаментальный научный подход, свободный от поверхностных или политизированных. Именно он дает наиболее плодотворные результаты, что важно и для государств, и для нашей общей культуры.
- Какой опыт белорусских коллег вам показался интересным?
- На круглом столе, посвященном принципам образования, мы увидели, что, несмотря на наличие у каждого из государств своей системы образования, у нас есть общее прошлое, которое мы или используем, или как-либо перерабатываем, и при этом идем вместе. Наши общие подходы коренятся в одном: образование должно быть менее бюрократизированным, причем мы должны обращать внимание не только на высшую школу, но и на среднюю школу, так как в вузах мы имеем дело с теми людьми, которые закончили школу и приходят к нам учиться. Здесь есть определенные не очень позитивные моменты в связи с тем, что уровень школьного образования постепенно понижается. Мы с этим сталкиваемся, и для нас это очень большая проблема. Вопрос для любого университетского знания – каким образом жить в этих новых условиях, с новыми школьниками, которые приходят к нам? Или мы пытаемся снижать планку, подстраиваясь под них, или, наоборот, сохраняем высокую планку, пытаясь их поднять до того уровня образования, который мы считаем необходимым для страны. И здесь у нас абсолютно общие позиции: мы хотим сохранить тот уровень образования, который был в Белоруссии и который сейчас есть в России – и не только сохранить, но приумножить и развивать его дальше, учитывая опыт и белорусской, и российской стороны.