Иран и Россия шагнули на новую ступень ядерного сотрудничества
Читать на сайте Вестник КавказаСегодня на площадке иранской АЭС "Бушер" (проект "Бушер-2") состоялась церемония начала практических работ по строительству энергоблока №2 с участием России, открыли которую генеральный директор Росатома Алексей Лихачев и вице-президент Ирана, президент Организации по атомной энергии страны Али Акбар Салехи, - сообщили в департаменте коммуникаций госкорпорации "Росатом".
Приветствуя участников церемонии, которыми стали руководители отраслевых компаний двух стран, российские и иранские специалисты-атомщики, представители местной власти и жители города Бушер, глава Росатома отметил, что уже накопленный опыт сотрудничества поможет специалистам двух стран эффективно решать любые задачи в рамках проекта "Бушер-2".
"Уверен, что этот крупнейший российско-иранский инвестиционный проект выведет нас на еще более высокий уровень взаимодействия, сослужит добрую службу нашим народам", - цитирует Лихачева РИА Новости.
"С началом обустройства котлована проект "Бушер-2" вступает в стадию практической реализации", - подчеркивается в сообщении.
Перед началом церемонии Лихачев и Салехи посетили действующий блок №1 АЭС "Бушер", ставший символом сотрудничества России и Ирана в сфере мирного атома. Энергоблок, который российские атомщики фактически достраивали за предыдущего подрядчика, используя оригинальные инженерные ноу-хау для российского реактора ВВЭР и обучая иранских специалистов по эксплуатации, стал первым на Ближнем Востоке и уникальным для мировой атомной энергетики. С момента пуска в 2011 году блок №1 на деле доказал свою эксплуатационную надежность и уже выработал для иранских потребителей более 24 млрд кВт/ч электроэнергии.
Напомним, согласно контракту на вторую очередь АЭС, подписанному в ноябре 2014 года, на площадке вблизи уже действующего энергоблока №1 будут сооружены два блока российского дизайна суммарной мощностью 2100 МВт. Генеральный подрядчик по проекту - входящее в Росатом АО "Атомстройэкспорт". Все работы идут в соответствии с графиком, на 2018 год запланировано обустройство котлована для энергоблока №3, а на 2019 год – "первый бетон" на энергоблоке №2. Проект осуществляется на средства иранской стороны.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заведующая сектором Ирана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Нина Мамедова подчеркнула, что проект строительства второго энергоблока АЭС "Бушер", выгодный как России, так и Ирану, безусловно, будет реализован.
Востоковед напомнила, что переговоры о создании второго блока велись уже после окончания строительства первого блока. "Тогда Иран находился в довольно сложном финансовом положении. Поэтому предварительные договоренность и согласие были, но финансовые возможности были ограничены. Сейчас, после подписания СВПД, после его имплементации, не только разрешены финансовые проблемы: главное, что этот блок идет как продолжение строительства АЭС, которое было выведено нами из-под санкций еще раньше. Поэтому сейчас, когда иранские банки вновь вошли в систему SWIFT, подписан конкретный контракт на сооружение второго блока, - я думаю, что этот проект, несомненно, будет выполнен", - пояснила она.
Мамедова признала, что на данный момент доля электроэнергии, полученной с первого блока, в общем балансе страны невелика. "Пока большую часть электроэнергии в Иране дают станции, которые работают на газе. Однако Исламская Республика, как и другие страны, старается разнообразить, диверсифицировать производство электроэнергии. Это отвечает и целям Ирана и нашим целям, потому что это, действительно, очень важный объект нашего сотрудничества, наряду с проектами по строительству электростанций в Бендер-Аббасе и нашими транспортными проектами", - указала эксперт.
По ее словам, речь идет не просто об экономическом, но и о научно-техническом сотрудничестве. "Ведь российская сторона готовит одновременно и специалистов по обслуживанию, и передает технологии. Проект в Бушере продолжает оставаться значимым проектом не только с экономической точки зрения, хотя и это тоже очень важно для нас, но и с точки зрения того, что это проект научно-технический, современных технологий", - обратила внимание заведующая сектором Ирана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН.
Нина Мамедова уточнила, что роль АЭС "Бушер", как с точки зрения энергетики, так и с точки зрения науки, будет расти. "Пока удельный вес электроэнергии, которую дает АЭС "Бушер", незначителен, чуть больше 2%. Но раньше это был один блок, теперь эта доля будет увеличиваться. Значение "Бушер" для научных целей также будет расти, потому что Иран уже готовит своих ядерщиков для обслуживания электростанций, это тоже очень важно, ведь они, получив этот опыт, смогут использовать его для самостоятельного развития атомной энергетики в будущем - конечно, под строгим контролем МАГАТЭ, как и в других странах. Но без сотрудничества с российской стороной это было бы невозможно", - отметила эксперт.
"Россия, в свою очередь, использует любую возможность, чтобы выйти на этот рынок: не только в Иране, но и в Индии, в других странах. Поэтому представившаяся сейчас возможность сделать второй блок в Бушере, к тому же на площадке, которая нами практически освоена, для нас тоже имеет большое экономическое и научно-техническое значение. И если первый блок строился в удивительно сложных условиях, потому что мы должны были встраивать всю начинку в инфраструктуру, ранее созданную Германией, которая затем бросила проект, то теперь для наших ученых-ядерщиков, для проектировщиков уже более удачная обстановка, поскольку они не будут ограничены какими-то предварительными параметрами", - заключила Нина Мамедова.