Бензиновый скандал в Армении: в жадности Еревана обвинена "Роснефть"
Читать на сайте Вестник КавказаПремьер-министр Армении Карен Карапетян на нынешней неделе анонсировал грядущее подорожание на ряд товаров, которое предусмотрено проектом бюджета на 2018 год: согласно документу, налоговые поступления в будущем году по сравнению с текущим годом повысятся на 100 млн драмов ($208 тыс), и в первую очередь это коснется горюче-смазочных материалов на топливных автозаправках, газа на газовых автозаправках, алкоголя и табака, - пишет газета "Жаманак".
Армянские СМИ тут же обвинили правительство страны в попытке поиздеваться над народом, сразу увидев в грядущем повышении "руку Москвы". К примеру, корреспондент газеты "Айкакан жаманак" уверяет, что основная часть бензина импортируется в Армению из России, и согласно договору, заключенному в 2014 году, бензин этот поставляется Армении по льготным, или, условно говоря, по внутренним российским ценам. "Поставляет топливо в страну компания "Роснефть-Армения", единственным собственником которой является российская "Роснефть". Последняя получает бензин по льготным ценам и продает другим компаниям дороже по своей прихоти, поскольку является монополистом", - утверждает издание.
В качестве аргумента приводятся такие данные: "В России бензин тоже подорожал. Например, в июле в Москве литр бензина "Регуляр" стоил 37,7 рублей, а сейчас – 37,8 рублей. Подорожание – на 0,3%, а в Армении – более чем на 10%". И далее: "Слова премьер-министра Карапетяна "Что мы должны делать? Мы не можем сдерживать эти цены" в данном случае, мягко говоря, неуместны: премьер должен рассердиться, поручить председателю ГКЗЭК проверить этого монополиста, раскрыть нарушения, строго наказать и так далее. Но как для премьера, так и, тем более, для председателя ГКЗЭК этот монополист является "священной коровой", которую трогать нельзя".
Конечно, газета во многом лукавит – или от незнания, или сознательно искажая информацию. Российская нефтегазовая компания "Роснефть" не "получает", а производит бензин на своих 11-ти НПЗ в России, и с учетом мини-НПЗ их суммарная мощность составляет 108,5 млн т топлива в год. Что касается ее дочерней компании "Роснефть-Армения", она поставляет эту продукцию в Армению по базовым ценам, но у "дочки" тоже есть расходы, которые закладываются в стоимость горючего: это его транспортировка, обслуживание сети АЗС и сопутствующей инфраструктуры, что составляет добавочную стоимость, облагаемую государственным налогом. А вот она-то и растет, и к этому, как правильно сказал Карен Карапетян, "следует относиться терпеливо". Газета требует у премьера спросить с председателя государственного комитета по защите экономической конкуренции (ГКЗЭК) и сама же приводит слова его руководителя Артака Шабояна: "В цене на бензин, продаваемый в Армении, – большие налоги, совершаются расходы на логистику и т.п.". Вот только странно, что автор публикации делает из этого совершенно неожиданный вывод: "То, что сейчас происходит в Армении с ценами на бензин, никак не укладывается в рамки выдвинутой Шабояном концепции".
Очевидно, армянские СМИ полагают, что российское горючее должно волшебным образом перенестись в Армению вместе с российскими АЗС, их российским персоналом и российскими ценами и не облагаться налогами, но так бывает только в сказках: жизнь намного суровее…
Странно, что повышение стоимости газа на газовых автозаправках армянские СМИ восприняли гораздо спокойнее, хотя как раз к "газовым" скандалам им не привыкать: чего стоит, хотя бы, тот факт, когда правительство Тиграна Саркисяна в 2011-2013 годах из "лучших побуждений" скрывало от своих граждан подорожание газа. Потом долг вдруг обнаружился, и за него пришлось рассчитаться, подарив "Газпрому" оставшиеся 20% акций газотранспортной сети.
Впрочем, в ситуации с российским газом не все так просто: до границы с Арменией он доходит по заявленной цене в $150 за 1 тыс кубометров, а далее идет внутреннее ценообразование, которое считается сейчас коммерческой тайной - в частности, цены начинают непонятным образом повышаться уже в самой Армении, где газораспределительными сетями владеет компания "Армросгазпром". Никто не знает, за что компания накладывает высокую маржу, сколько она составляет, куда идут доходы.
В ходе официального визита премьер-министра России Дмитрия Медведева в Ереван на этой неделе чуть не вспыхнул новый скандал, связанный с газовыми ценами: российский премьер заявил, что тариф на газ для Армении в следующем году не повысится, и это - проявление доброй воли со стороны российского "Газпрома". Власти Армении вероятность перспективы такого повышения снова сохранили в тайне, точно так же, как скрывали это в 2013 году. Фактически же они уже имели с российской стороной иную договоренность – о пересмотре тарифа на 2018 год.
Экс-глава Центробанка Армении Баграт Асатрян в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание на несущественность претензий к "Роснефти" в связи с тем, что цены на бензин определяются исключительно волей армянских властей. "Таков наш рынок, он чересчур регулируемый из-за монополии, верхушка которой находится в руках у руководства республики. Именно оно диктует цену, а рыночных отношений как таковых и в помине не было и нет сейчас. Мы живем в условиях административно решаемых цен", - подчеркнул он.
В связи с этим Ереван вполне может снизить цены на бензин для населения, если захочет. "Если руководство республики пойдет на это, цены непременно снизятся, ведь у нас это как по команде. У нас этих заправочных несколько сотен, и сейчас они то поднимают на 200 драмов, то понижают на 200 драмов – чувствуется, что есть некая договоренность. Так что при наличии административного решения цены тут же понизятся, это вполне возможно – да у нас так и бывает обычно", - признал Баграт Асатрян, добавив, что при текущем росте цен на топливо неизбежно вырастут и цены на сельхозпродукты.