ЕС может сделать акцент на сотрудничестве с Турцией в сфере энергетики
Читать на сайте Вестник КавказаОтношения между Европейским союзом и Турцией на протяжении долгого времени были напряженными и непростыми. Турция стремится стать полноправным участником европейского проекта с 1987 года. Таможенный союз ЕС-Турция, созданный в 1995 году, стал важным шагом вперед. Однако аналитический центр Bruegel в материале We need a broader, greener EU-Turkey energy partnership акцентирует внимание на том, что отношения Анкары с ЕС сталкиваются со многими трудностями: кипрская проблема, периоды экономической и политической нестабильности в Турции и открытое противодействие членству Турции в ЕС со стороны основных стран ЕС, таких как Германия и Франция. Отношения ухудшились также после неудавшегося переворота в Турции в 2016 году.
На этом сложном фоне ЕС может считать свои энергетические и климатические отношения с Турцией относительным успехом. Энергетика – отрасль, где взаимные интересы преобладают даже в политически трудные времена. Этот подход все еще актуален, но и он требует переосмысления. За последние десятилетия газ и электричество были в центре энергетического сотрудничества между ЕС и Турцией. Но влияние этих областей на практике, вероятно, будет ограничено, учитывая небольшой объем регионального транзита газа и торговли электроэнергией. Напротив, сотрудничество в других областях, таких как возобновляемые источники энергии, энергоэффективность, ядерная энергетика и торговля квотами на эмиссии парниковых газов может принести реальную выгоду для долгосрочной энергетической, климатической и экологической устойчивости. Оно могло бы даже усилить шаткую макроэкономическую и геополитическую стабильность региона.
Что касается возобновляемых источников энергии и энергоэффективности, ЕС мог бы поддержать Турцию, расширив финансовую поддержку, которую Евросоюз предоставляет в рамках своих финансовых обязательств по климату. Это привело бы к увеличению инвестиций в проекты в области возобновляемых и энергоэффективных источников в Турции, поскольку стоимость капитала по-прежнему представляет собой серьезный барьер для данных инвестиций.
В области ядерной энергетики ЕС может внести весомый вклад в создание атомного энергетического сектора в Турции. Это, в частности, может быть достигнуто путем интеграции Турции в программу Евратома. Такой шаг поддержит Турцию в ее планах по атомной энергии и в то же время даст преимущества ЕС, особенно в плане региональной ядерной безопасности. В отношении выборов парниковых газов ЕС может предложить институциональную поддержку Турции, как это уже делается в других странах, например, в Китае.
Изменение фокуса двустороннего энергетического сотрудничества от торговли газом и электроэнергией в область возобновляемых и энергоэффективных источников, а также в отношении торговли квотами на эмиссии парниковых газов будет более эффективным и стратегически важным как для ЕС, так и для Турции. У ЕС появится возможность воплотить в жизнь свое стремление к лидерству в области возобновляемых источников энергии, открыв новые коммерческие возможности. У Турции будет возможность улучшить как климатические, так и экологические показатели при одновременном сокращении расходов на импорт энергии и энергетической зависимости от России.
Прежде всего, это изменение приоритетов поможет снизить объемы использования угля в Турции. На сегодняшний день в Турции третья по величине программа развития угольной энергетики в мире после Индии и Китая. Энергетическое сотрудничество может стать основой сферой сотрудничества между Турцией и ЕС.