Американские перспективы на Ближнем Востоке

Читать на сайте Вестник Кавказа

Запрещенная в России террористическая организация ИГИЛ теряет свои позиции. Теряет землю, включая доступ к сирийско-турецкой границе и 60% территории, которую группировка когда-то контролировала. Теряет деньги - примерно 80% доходов террористической группировки иссякли, поскольку сокращение территории халифата означает снижение доступа к нефтяным скважинам и налоговых поступлений.

Как отмечает американское издание Washington Examiner в материале After ISIS falls, what's next for the US in the Middle East?, поражение ИГИЛ поднимает вопрос о том, что Соединенные Штаты будут делать, когда группировка будет повержена окончательно. Комитет Палаты представителей США по вооруженным силам провел слушание по этой теме на прошлой неделе. После 14 лет войны в Ираке конец ИГИЛ дает прекрасную возможность пересмотреть интересы США в регионе.

Вашингтон может поддаться искушению поддерживать долгосрочную военную интервенцию в Ираке для решения политических задач этой страны, отдавая относительный приоритет проектам государственного строительства и предоставляя субсидии иракским военным на постоянной основе. Необоснованное обязательство участвовать в конфликте может стать серьезной ошибкой, поскольку оно основано на принципиально нереалистичном предположении о том, чего могут добиться внешние силы, включая военные действия США.

Беда в том, что после того, как группировка ИГИЛ будет повержена, она не исчезнет, и не исчезнут длительные этнорелигиозные конфликты в Ираке. Ирак, в котором ИГИЛ не будет контролировать территорию, по-прежнему будет бороться с насилием и терроризмом, он останется разделенным племенными союзами, особенно после многих лет вооружения со стороны сомнительных союзников и потери преимущества в пользу некоторых врагов.

Из-за того, что мечта о халифате не осуществилась, некоторые оставшиеся боевики ИГИЛ станут руководствоваться более традиционной тактикой терроризма. Региональная динамика суннитско-шиитско-курдского конфликта будет сохраняться. И точно также как группировка ИГИЛ появилась в значительной степени из-за вакуума, образовавшегося после свержения режима Саддама Хусейна, падение ИГИЛ как территориального игрока почти наверняка вызовет новый вакуум, который приведет к повторению боевых действий и появлению новых террористических угроз, которые уже назревают.

Это не должно подрывать важность поражения ИГИЛ или снижать степень оптимизма из-за отступления ИГИЛ из иракского Мосула или предстоящего поражения группы в сирийской Ракке. Но  Вашингтон будет неосмотрительно продвигаться вперед, как если бы эти победы только предстояло одержать.

Возможно, самой серьезной ошибкой политиков на данном этапе является предположение о том, что поскольку американское военное вмешательство может привести к победе над ИГИЛ, оно также сможет умиротворить Ирак. Но насилие, которому Ирак вынужден будет противостоять после ИГИЛ, является внутренним и не имеет отношения ни к американской безопасности, ни к внешним военным действиям. 

Настало время выучить урок 15 лет неудачных попыток решить местные политические проблемы на Ближнем Востоке с помощью внешней военной силы. Настало время попытаться избежать повторения прошлых ошибок государственного строительства и вместо этого строить реалистичную политику национальной безопасности, приоритетом которой будет американская оборона.

Разумеется, нет никакой гарантии такого сдвига американской стратегии - перехода от безрассудного интервенционизма к дипломатии, сдержанности и региональной самообеспеченности и примирению, которые в свою очередь приведут к немедленной стабильности или прекращению терроризма в Ираке. Такой сдвиг мог бы гарантировать, что ограниченные ресурсы налогоплательщиков США будут освобождены и смогут использоваться для защиты жизненно важных национальных интересов, узко определенных, а не разбросанных по дорогостоящим и часто контрпродуктивным поручениям за тысячи километров от наших берегов. Это также даст региональным державам стимул управлять собственным будущим, задача, с которой они справятся в силу близости инвестиций и культурных знаний. Это дало бы Соединенным Штатам шанс реинвестировать в собственную безопасность и процветание, избегая дальнейшей путаницы за границей.