Каталонская дилемма Евросоюза

Читать на сайте Вестник Кавказа

Референдум о независимости Каталонии, с недавних пор ставший основной темой на внутриевропейской политической повестке, прочно отодвинул на второй план тему беженцев с Ближнего Востока и Северной Африки, "Брексит", предложения по реформированию ЕС французского президента Макрона и напряженные отношения с Турцией. Взоры европейских политиков и СМИ устремлены сейчас на взрывоопасную ситуацию, возникшую в Испании после антиконституционного референдума Каталонии о независимости.

В Брюсселе понимают, что каталонский референдум может иметь опасные и непредсказуемые последствия для самого Евросоюза и потенциально спровоцировать парад аналогичных отделений по всей Европе. Здесь уместно вспомнить корсиканских сепаратистов во Франции, "Лигу Севера" в Италии или же фламандский сепаратизм в Бельгии. С другой стороны, пассивная позиция ЕС в разгорающемся в Испании кризисе также подрывает его и без того не лучшую репутацию – критики Евросоюза регулярно упрекают его в бездеятельности и неэффективности при разрешении кризисных ситуаций. Если завтра испанская полиция и, возможно, армия начнут жестко восстанавливать конституционный порядок в Каталонии при молчаливом согласии ЕС, то это станет сильным ударом по либеральной ценностной основе союза.

О крайней степени беспокойства Брюсселя в связи со сложившейся ситуацией свидетельствуют слова еврокомиссара Гюнтера Эттингера, предостерегшего стороны от драматической эскалации. "Ситуация очень, очень тревожная. Представляется возможной гражданская война в центре Европы", - сказал он в ходе обсуждений в Мюнхене. "Остается лишь надеяться, что между Мадридом и Барселоной в скором времени наладится канал диалога", - заявил Эттингер, подчеркнув при этом, что Евросоюз не может вмешиваться в ситуацию, пока его об этом не просили.

Депутат Европарламента Эльмар Брок также выразил опасение, что, в случае объявления в понедельник каталонским региональным правительством независимости, в регионе начнутся конфликты, "имеющие характер гражданской войны". Как и Эттингер, Брок выступает против посреднической миссии ЕС в конфликте между Испанией и региональным правительством Каталонии, поскольку на данный момент нет согласия обеих сторон  с подобной идеей. Наконец, в среду вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс более четко сформулировал позицию Брюсселя: "Для Европейского Союза это внутреннее дело Испании".

Между тем, сами каталонские власти желают, чтобы ЕС выступил в качестве посредника в их конфликте с испанским правительством. Еще до проведения референдума председатель автономного правительства Каталонии Карлес Пучдемон высказался за то, чтобы Брюссель помог, вне зависимости от исхода референдума, в восстановлении ухудшившихся отношений с Испанией. С аналогичным призывом к ЕС обратилась также мэр Барселоны Ада Колау.

Правительство Испании, однако, твердо отклоняет возможность посреднической миссии Евросоюза. "Правительство не будет вести переговоры по нелегальным действиям и не будет принимать шантаж", - распространило заявление бюро испанского премьер-министра Мариано Рахоя. Переговоры начнутся лишь тогда, когда каталонский региональный президент Карлос Пучдемон откажется от стремлений к независимости.

"Когда господин Пудчемон хочет говорить, вести переговоры или отправлять посредников, то он точно знает, какие шаги он должен сделать до того – вернуться на законный путь, с которого он никогда не имел права сходить", - заявило правительство в Мадриде. Очевидно, что правительство Рахоя не заинтересовано в замене формата каталонской проблемы с нынешнего "внутрииспанского" до общеевропейского, поскольку это соответствовало бы, в первую очередь, интересам каталонских сепаратистов, которым подобный переговорный формат придаст легитимности. Официальные переговоры Мадрида с сепаратистскими властями Каталонии под эгидой ЕС свяжут испанцев по рукам и ногам и фактически лишат их возможности провести аресты среди сепаратистов. Последнее является вполне реальным сценарием в сложившихся условиях.  

Существует еще один фактор, на который следует обратить внимание. Как Еврокомиссия, так и Евросовет призваны защищать экономическое, социальное и территориальное единство Евросоюза. Эти принципы вытекают из самого договора ЕС, а значит, он никак не может быть нейтральным посредником в ситуации, когда каталонское сепаратистское движение пытается отделить регион от Испании. Отделение Каталонии от Испании будет автоматически означать выход данного региона также и из Евросоюза. И на то, что Каталония после этого вновь будет принята в ЕС в качестве нового члена, рассчитывать также не приходится, поскольку Испания, вероятнее всего, воспользуется своим правом вето.  

В такой ситуации Брюсселю не остается ничего, кроме как настойчиво призывать к мирному диалогу. Иные альтернативы станут пагубными для единства Европы. По иронии судьбы, до сих пор из всех стран Евросоюза лишь Испания не признала независимости Косово, справедливо полагая, что косовский прецедент, рано или поздно, может ударить и по испанской территориальной целостности. Сегодня Испания лицом к лицу столкнулась с каталонским сепаратизмом, который стал вызовом уже для всей Европы. Нельзя исключать, что сепаратисты Каталонии имеют шанс сыграть в дезинтеграции ЕС роль, аналогичную той, что сыграли карабахские сепаратисты в распаде СССР.