"Курдистан" не станет прецедентом для карабахских армян

Читать на сайте Вестник Кавказа

Практически совпавшие по времени референдумы о независимости в иракском Курдистане и испанской Каталонии вновь актуализировали вопрос баланса двух важных принципов международного права: права наций на самоопределение и принципа территориальной целостности. Если исход инициативы по проведению референдума в Каталонии еще неясен, то иракские курды уже высказались в ходе проведенного властями автономии референдума за независимость от Ирака. Несмотря на то, что на деле никто не спешит признавать независимость иракских курдов, разные страны мира, в виду собственных внешнеполитических приоритетов, по-разному относятся к сложившейся ситуации.

Например, в Армении пристально наблюдают за событиями, разворачивающимися вокруг иракского Курдистана. До сих пор позиция официального Еревана остается осторожно-выжидательной. МИД Армении в своем коротком заявлении лишь выразил надежду, что центральные власти Ирака и региональные власти Иракского Курдистана избегут напряженности и найдут возможность решить имеющиеся вопросы.

Как признают армянские эксперты, борьба иракских курдов за независимости близка по духу армянам в контексте нагорно-карабахского конфликта с Азербайджаном. Более того, перспектива усиления сепаратизма курдского населения на территории соседней Турции, к которой Армения имеет исторические и территориальные претензии, не может не обусловить симпатий Еревана в пользу стремления курдов Ирака к политической независимости. Но при этом армянские власти не могут не брать в расчет и иранский фактор. Дело в том, что наравне с Турцией Иран также резко высказался против независимости иракского Курдистана. Более того, Тегеран уже анонсировал совместные военные маневры с армией центрального правительства Ирака в самые ближайшие дни, что является недвусмысленным сигналом Эрбилю. Армения, и без того находящаяся в турецко-азербайджанской блокаде, в подобной ситуации не желает усложнять жизненно важные для нее отношения с ИРИ.

Азербайджанское внешнеполитическое ведомство заняло более конкретную позицию, вполне вписывающуюся во внешнеполитическую логику Азербайджана. "Азербайджан сторонник решения вопросов между центральным правительством Республикой Ирак и иракской региональной областью Курдистан путем взаимопонимания и диалога в рамках территориальной целостности и суверенитета Ирака", - сказал спикер МИД АР Хикмет Гаджиев. Очевидно, что при определении собственной позиции Баку действует с учетом проблемы Карабаха, а также интересов союзнической Турции.

Но может ли стать возможное становление независимого Курдистана выгодным прецедентом для Армении и поддерживаемого ею квазигосударства карабахских армян - "НКР"? Как отмечает профессор Вильфрид Фурман из Потсдама, существуют серьезные различия между стремлением к независимости курдов Ирака и армян Нагорного Карабаха. "К общим правам человека относятся, среди прочего, право на культурное и политическое самоопределение народов – без последнего права человека нарушаются. Ударение, при этом, делается на "народ", а не на часть какого-либо народа, этнической группы и т.д. Принцип территориальной целостности, в свою очередь, служит стабильности глобального порядка, и, в частности, поддержанию мира в том смысле, что никто (ни одно государство) не может нарушать границы другого государства", - отметил Фурман в разговоре с "Вестником Кавказа".

"Распространение права на самоопределение на народ, а не отдельные его части, является законным и приемлемым при условии одновременной защиты прав нацменьшинств. К подобной защите относится соблюдения права на свободный выезд из страны, а также определенная степень культурной самостоятельности и автономии", - продолжил эксперт.   

"В отличие от курдов, армяне уже обладают собственным государством (Республика Армения), и, соответственно, армяне из Нагорного Карабаха и остальной территории Азербайджана могли и могут в любое время уехать в Армению. Но при этом они не обладают правом на политическую независимость и самостоятельность – за исключением культурной автономии в составе Азербайджана", - подчеркнул профессор. 

"Даже после того, как они стали гомогенным населением в Карабахе после совершенного ими геноцида над азербайджанцами, у них не появилось права на политическое самоопределение. Они, по-прежнему, обладают лишь правом покинуть эту территорию или же существовать в рамках собственной культурной автономии. И, даже если бы у них изначально и было право на политическое самоопределение, то, после совершенного ими геноцида над азербайджанцами, это право они потеряли", - подытожил немецкий эксперт.