Что дал астанинский процесс Сирии

Читать на сайте Вестник Кавказа

МИД Сирии призвал Совбез ООН предпринять меры по прекращению "варварских преступлений" и нарушений норм международного права со стороны сил международной коалиции во главе с США на территории республики. Дамаск призывал к роспуску коалиции и немедленному прекращению ее агрессивных действий, тем более что они не направлены против террористической организации ИГИЛ (запрещена в РФ). Внешнеполитическое ведомство Сирии призывает страны коалиции выйти из нее. 

Одновременно замглавы МИД РФ Олег Сыромолотов, курирующий антитеррористическое сотрудничество заявил РИА Новости, что российская сторона жестко отводила и будет отводить попытки Вашингтона затормозить быструю и окончательную ликвидацию террористического очага в Сирии. Он назвал абсурдной ситуацию, при которой внешняя сила, присутствующая на сирийской территории незаконно, без согласия правительства САР, начинает определять географические рамки для действий сирийской армии, осуществляющей операцию по освобождению собственной страны от террористов. Наиболее эффективным для разрешения конфликта в Сирии эксперты считают астанинский формат.

Как пишет турецкая ″Сабах″ в статье On the Syria peace settlement in Astana, самым реалистичным и желаемым результатом астанинского процесса является соглашение о зонах деэскалации в Сирии, которое может способствовать прекращению войны. Деэскалация войны в Сирии - жесткий и болезненный процесс, требующий мудрости, компромиссов и терпения. Однако процесс разрешения конфликта уже был начат, и это само по себе является большим успехом. Он был запущен Турцией, Россией и Ираном - храбрым триумвиратом необычных партнеров, которые воплотили в жизнь астанинский процесс мирного урегулирования в Сирии, выступив в качестве гарантов. Менее чем через год астанинский процесс стал основой мирного урегулирования в Сирии и значительно способствовал реанимации женевских мирных переговоров, которые были почти заморожены.

Сегодня результаты астанинского процесса очевидны, и его лучшим достижением считаются четыре зоны деэскалации в Сирии. В Кремле убеждены, что эти зоны позволят положить конец гражданской войне и приступить к политическому урегулированию кризиса, основанному на уважении суверенитета и территориальной целостности Сирии.

Шестой тур переговоров в Астане состоялся 14-15 августа. В нем приняли участие три государства-гаранта, представители режима Башара Асада и некоторых воюющих оппозиционных групп, а также специальный посланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура и наблюдатели из Иордании, США и Катара. На встрече стороны пришли к соглашению о создании самой сложной и ожидаемой зоны деэскалации в провинции Идлиб. Ранее, 4 мая в Астане когда был подписан Меморандум о зонах деэскалации. Турция, Россия, Иран, режим и некоторые фракции вооруженной оппозиции согласились на создание трех зон деэскалации в Даръа и Эль-Кунейтра на юге страны, в оппозиционном анклаве Восточная Гута близ Дамаска и в провинции Хомс. Потребовалось время, чтобы сформировать четвертую зону в Идлибе. В совместном заявлении, опубликованном после встречи 14-15 августа, стороны обнародовали свое согласие на выделение сил для патрулирования зоны, охватывающей оппозиционную провинцию Идлиб и части соседних районов Латакия, Хама и Алеппо. По словам российских официальных лиц, Россия, Иран и Турция смогут отправить в провинцию Идлиб 500 наблюдателей. В заявлении Министерства иностранных дел Турции также было сказано: "Наблюдатели из трех стран будут отправлены на контрольно-пропускные пункты, которые будут созданы в зонах деэскалации, чтобы обозначить их границы. Их основная задача будет заключаться в предотвращении возможных боевых столкновений между режимом и оппозиционными силами и в мониторинге нарушений режима прекращения огня. Деятельность наблюдателей будет координироваться Объединенным координационным центром, который будет создан тремя государствами-гарантами".

Четвертая зона деэскалации


Окончательное соглашение о зоне в Идлибе, заключенное в Астане - "переломный момент" в сирийском конфликте, предоставляющий возможность для политического урегулирования, заявил российский представитель на переговорах в Астане Александр Лаврентьев. Это замечательное событие, хотя оно и не означает окончание войны в Сирии. Тем не менее боевые действия в Идлибе резко активизировались после окончания переговоров. Невзирая на соглашения, подписанные в Астане 19 сентября, некоторые террористические группы атаковали силовые структуры и российские спецподразделения на севере Хамы, продвинувшись почти на 20 километров в зону деэскалации и окружив российских военных. Атака была отбита, правительственная армия восстановила свои позиции, в то время как российские военные не понесли потерь. Этот инцидент еще раз продемонстрировал, насколько тонким и хрупким является режим прекращение огня, и сколько усилий он требует от сторон и гарантов. Эта ситуация вынудила президента Реджепа Тайипа Эрдогана признать: "Задача непростая. Мы с [президентом России Владимиром] Путиным обсудим дополнительные шаги, которые необходимо предпринять для уничтожения террористов раз и навсегда и для восстановления мира." Он добавил, что "согласно соглашению, русские поддерживают безопасность за пределами Идлиба, а Турция будет поддерживать безопасность в самом регионе".

Многие заинтересованы в оказании помощи в формировании политической стабильности в Сирии, хотя подходы различаются. Несмотря на готовность поддержать примирение в Сирии, США называют уход Асада основной предпосылкой для прекращения войны. По словам представителя  США в ООН Никки Хейли, Вашингтон не остановится, пока он не восстановит стабильность в Сирии, и Асаду там нет места. Активное участие Турции привело к взаимодействию с различными воюющими группировками и их полевыми командирами, что в итоге дало им возможность сесть за стол переговоров в Астане. "В ходе переговорного процесса по зоне деэскалации в Идлибе Турция как гарант оппозиции сыграла решающую роль в реализации Меморандума [по зонам деэскалации], приняв во внимание подходы и позиции оппозиционных групп", - говорится в заявлении МИД Турции, опубликованном по итогам переговоров 14-15 августа. Будучи гарантом астанинского процесса, Турция сыграет важную роль в послевоенном восстановлении мира и стабильности и обеспечении лучшей жизни для всех сирийцев.

Россия считается давним союзником режима Асада. Она начала оказывать поддержку правительственным силам в сентябре 2015 года по просьбе правительства САР и в рамках российско-сирийского соглашения о дружбе и сотрудничестве. Участие России изменило баланс сил в пользу правительства и фактически спасло его от полного краха. Российские операции в Сирии проходят в тесном контакте с Турцией, и военное взаимодействие между странами продолжает усиливаться. Однако в отличие от Анкары, в Москве считают, что Асад должен остаться у власти. Россия также отстаивает законное право народа Сирии на выбор национального правительства без внешнего вмешательства.
Астанинский процесс продолжал продвигаться медленно, но верно. На сегодняшний день самым ощутимым и важным результатом является соглашение о зонах стабильности в Сирии, которое может создать основу для перехода к следующему этапу урегулирования конфликта в Сирии - политическому.