Что действительно беспокоит Южную Корею
Читать на сайте Вестник КавказаСеул может оказаться в центре обостряющегося противостояния между Дональдом Трампом и Ким Чен Ыном. 25-миллионная столица Южной Кореи, где расположены высококлассные развлекательные заведения, всемирно известные банки и новое 123-этажное здание Lotte Group, находится всего в 35 километрах от демилитаризованной зоны. В случае конфликта Сеул можно уничтожить с помощью северокорейской артиллерии, не говоря уже о совершенствующимся с каждым днем ядерном арсенале.
Как отметает Норман Пирлстин из в статье What Really Worries South Koreans: Trump для TIME , жителей южнокорейской столицы больше всего их смущает безразличие Трампа к ценности альянса Вашингтона с их страной. Они обеспокоены тем, что американский президент, который заявил о том, что может отказаться от американской обороны Юга и готов начать торговую войну, имеет устаревшее понимание ситуации на полуострове и в регионе.
История становления Южной Кореи вызывает зависть развивающегося мира. В 1950-х годах послевоенная Южная Корея была одним из беднейших мест на планете. Сейчас благодаря грамотной экономической политике, стимулам для предпринимателей, иностранным инвестициям и щедрой государственной и военной поддержке США, государство входит в десятку лидирующих стран мира по объему ВВП и имеет ежегодный доход на душу населения более $ 27 000. Сегодня Сеул - это большой Нью-Йорк. Хотя южнокорейцы часто жалуются, что их новые блестящие автомобили долго простаивают в пробках, они гордятся городом.
Сейчас США, Южной Корее и их партнерам по Тихоокеанскому региону есть что терять, и южнокорейцы беспокоятся, что Трамп им не помогает. После отказа от Транстихоокеанского партнерства 12 стран Трамп пригрозил выйти из соглашения о свободной торговле с Южной Кореей. Возможно, он будет искать возможность ввести дополнительные протекционистские меры. При таком разграничении интересов Южной Кореи и Америки могут быть большие издержки. Уже сейчас южнокорейская торговля с Китаем более чем в два раза превосходит экспорт страны в США. Если Америка не поддержит Южную Корею, то вероятнее всего, Южная Корея выберет Китай как более надежного партнера.
Помимо этого есть и военные проблемы. Многие аналитики из Сеула, которые изучали биографию Ким Чен Ына, считают, что Трамп ошибается, думая, что северокорейский лидер сумасшедший, стремящийся к самоуничтожению. Они настаивают на том, что Ким рационален и что его целью является сохранение власти на протяжении десятилетий, и в конечном счете воссоединение Северной и Южной Кореи под его контролем. Если язвительные замечания Трампа о ”человеке-ракете” нацелены на то, чтобы посадить Кима за стол переговоров, то они не работают. Напротив, подобная воинственность играет Киму на руку, оправдывая его стремление к военному наращиванию.
Это не означает, что позиция южнокорейцев в отношении Кима более мягкая. Их передергивает, когда они слышат его размышления о воссоединении полуострова под руководством Северной Кореи. Они думают, что его семейная династия превратила Северную Корею в преступное предприятие, экономика которого получает средства от незаконного оборота наркотиков, контрабанды, киберпреступности и отмывания денег. Они опасаются, что Ким, если получит такую возможность, не будет испытывать угрызения совести по отношению к южнокорейцам и станет относиться к ним так же плохо, как и к собственным гражданам. Этот страх распространяется за пределы полуострова на остальные страны региона. Ни Китай, ни Япония не хотят, чтобы полуостров, население которого составляет 75 млн человек, оказался под контролем Северной Кореи.
Вопрос о ядерном оружии превращает потенциальное искаженное понимание полуострова Трампом в вопрос жизни и смерти для каждого жителя региона и миллионов других людей. В ходе своего первого визита в Сеул в 1973 году я принял участие в конференции, организованной Германом Каном, автором книги ”О термоядерной войне” и руководителем Института Хадсона. Кан, который много лет анализировал послевоенное экономическое чудо Японии (когда не занимался изучением вопроса ядерного уничтожения), был убежден, что Южная Корея станет следующей великой историей успеха. Кан также считал, что распространение ядерного оружия неизбежно и самое большое опасение вызывает тот факт, что руководители малых стран, обладающих таким оружием, могут с большей вероятностью использовать их при возникновении угрозы.
Чтобы предотвратить этот вариант и поддержать свои важнейшие восточноазиатские альянсы, США могут рассмотреть возможность размещения собственного тактического ядерного оружия в Южной Корее, если Ким будет продолжать настаивать на наращивании своего ядерного потенциала, отказываясь вести переговоры по доброй воле. США разместили ядерный арсенал вокруг Сеула в конце 1950-х годов и не вывозили его до 1991 года, то есть, до тех пор, пока не распался Советский Союз. Многие в Сеуле будут выступать против повторного размещения ядерного оружия в Южной Корее. Но страх перед таким оружием в сочетании с постоянным военным присутствием США, возможно, будет единственной угрозой, которая убедит Северную Корею и Китай начать поиск мирных альтернатив.