Евгений Бажанов: ″Генконсульство в Сан-Франциско было еще при царе, и теперь оно закрыто по-хамски″ 

Читать на сайте Вестник Кавказа

С 1 сентября власти США закрыли консульство России в Сан-Франциско и фактически отобрали здание торгового представительства в Вашингтоне и арендованные помещения торгпредства в Нью-Йорке.  2 сентября американские власти  провели  в этих зданиях мероприятия, которые Россия квалифицировала как обыски. В Госдепе  предпочли  термины "обход" и "инспекция". В Вашингтоне эти меры назвали ответными на предложения Москвы сократить численность американских дипломатов  в России. "Вестник Кавказа" побеседовал с ректором Дипломатической академии МИД РФ Евгением Бажановым об изъятом недавно здании российского генконсульства в Сан-Франциско, открытии этого здания в 1973 году и перспективах его возврата.

- Евгений Петрович, вы – один из очевидцев открытия современного здания российского генконсульства в Сан-Франциско, расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось?

- Это был период, когда Советский Союз и США начали мириться. Конечно, шла "холодная война", но в начале 1970-х годов началось то, что мы называли "разрядка". Напомню, что генконсульство в Сан-Франциско было при царе, потом его закрыли, когда случилась революция, потом вновь открыли, а в "холодную войну" опять закрыли – это город, в котором по традиции размещаются иностранные консульства, в том числе наши,консульский корпус почти всех стран мира там представлен. Это вполне естественно, ведь Калифорния – еще и самый богатый и самый развитый штат.

Консульство мы открывали в обстановке ажиотажа, калифорнийцы с нетерпением ждали, что появится это консульство. К нам потянулись посетители сотнями: бизнесмены, ученые, актеры Голливуда, художники, спортсмены, ведь им открылась возможность контактировать с Советским Союзом, с русскими. Многое вызывало интерес, ведь мы, все-таки, были столько лет главным противником, нас даже боялись, прятались по углам, ждали, что мы кинемся на них вдруг, а с другой стороны, любопытно, что собой представляют русские, как они выглядят. Как мне говорили американцы, "Мы думали, у вас рога есть, а у вас их нет, выглядите, как мы, неужели, вы действительно коммунист?". То есть реакция была очень энергичная и, в основном, позитивная, был интерес и желание не просто контактировать, но какие-то для себя выгоды извлечь. Ученые хотели посмотреть на советских коллег, поговорить с ними, спортсмены – посоревноваться с нами, актеры Голливуда – ознакомиться с нашей киноиндустрией. На открытии генконсульства собралась вся Калифорния, и из Вашингтона приехали представители, а потом мы стали очень популярными людьми.



- Если вернуться в тот день, когда открывалось здание, если не ошибаюсь, на Green street, может быть, вспомните, побольше подробностей об этом дне?

- Здание мы купили заранее. С помощью вице-президента Торговой палаты Сан-Франциско Гарика Орбеляна. Его брат Константин был в СССР композитором, музыкантом.
После покупки здания наши товарищи хотели проверить его на наличие микрофонов, однако генкосул заявил: ″Откуда здесь микрофоны? Здесь жили американцы, это был жилой дом. Они бы ФБР не пустили сюда″. В итоге ничего не проверяли, а потом выяснилось, что в каждом помещении было по 15-20 микрофонов, причем в самых неожиданных местах.
Но оказалось, что и микрофоны были лишь для отвода глаз. У них под землей был проложен кабель, через который и шло прослушивание. Наши товарищи говорили, что не стоит там располагать консульство, поскольку рядом находится штаб-квартира Шестой сухопутной армии США, и американцы, очевидно, будут нас прослушивать.
А позже один из ответственных лиц за штаб-квартиру Шестой сухопутной армии США говорил мне: ″Мы были категорически против того, чтобы вы купили это консульство, в американском правительстве велись споры на этот счет. Думали, что вы под нас подкопаетесь″.
То есть они думали, что мы под них, а мы думали, что они под нас.
Губернатором Калифорнии в то время был Рональд Рейган, который потом стал президентом США, - человек специфический. В Калифорнии он прославился тем, что, во-первых, закрыл все сумасшедшие дома, после чего умалишенные хлынули на улицу, в том числе и в иностранные консульства, прежде всего, в наше. Я принимал по 10-15 американских шизофреников в день благодаря господину Рейгану.
Во-вторых, Рейган предложил вырубить тысячелетние секвойи, которыми славится Калифорния. Он считал, что заповедные леса не нужны, достаточно оставить одно дерево.

Как-то Рейгана спросили, почему он не посещает другие страны, и он ответил: "А что там? Куча домов, куча людей. Один город видел – все видел". Вот такой был уровень его сознания.
Тогда все рвались к нам на приемы, обижались, когда их не приглашали, добивались того, чтобы их пригласили. Официальные лица, бизнесмены специально прилетали из разных штатов - Невада, Колорадо, Орегон, Вашингтон, Айдахо, Монтана и т.д. 


 

- Сейчас министерство иностранных дел наняло специалистов для того, чтобы составить иск о неправомочности совершенных действий. Что собой представляет дипломатическая неприкосновенность? Какие законы были нарушены в ходе действий американской стороны?

- Начнем с неприкосновенности. Официальное здание генерального консульства, посольства, дипмиссии - территория нашего государства. Никто не имеет права войти на эту территорию без нашего разрешения, даже президент США. Они не только вошли, а устраивали там обыски, ссылаясь на то, что лишили нас дипломатического статуса. Они закрыли генконсульство, но это не значит, что можно после этого нарушать право собственности. То, что произошло - хамство, и это сделано нарочно, чтобы продемонстрировать, как они нас перестали уважать.
Когда мы открывали консульство, то договорились, что и у США будет четыре консульства, и у СССР четыре. Но когда распался Советский Союз, одно консульство осталось в Киеве. В России оказалось три. Мы тогда предлагали США открыть четвертое в России….
Кроме того, можно было закрыть генконсульство нормально, а не плевать в лицо. Поэтому наши юристы подготовили иск. Американцы говорят, что их судьи независимые, даже на Трампа некоторые нападают. Посмотрим, как они поведут себя в отношении нас. Так или иначе, такие вещи не забываются. 

Подробнее о работе советского генконсультва в Сан-Франциско можно прочитать в первой и второй книгах многотомника Евгения Бажанова ″Миг и вечность″. 
Продолжение интервью читайте 2 октября.