Германия выбирает "Ямайку": чего ожидать России?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Минувшим воскресеньем состоялись выборы в парламент ФРГ. Они имели серьезное внешнеполитическое значение для Москвы, поскольку речь идет о стране-лидере Евросоюза,  который, несмотря на действующие санкции, остается главным торговым партнером РФ. 

Для двух  крупнейших "народных партий" Германии, ХДС и СДПГ, до сих пор бывших в правящей коалиции, итоги голосования оказались неутешительными. Возглавляемый канцлером Ангелой Меркель Христианско-Демократический Союз (ХДС), хоть и остался крупнейшей политической силой страны, набрав 33% голосов, однако в сравнении с результатами 2013 (41,5%) правящая партия сильно растеряла былую популярность. Это не просто "тревожный звонок" для Ангелы Меркель и ее команды, а крайне жесткое и, вероятно, последнее предупреждение от избирателей, крайне недовольных слишком мягкой миграционной политикой канцлера. Помимо этого, в немецком обществе наблюдается усталость от самой Меркель в ее не меняющейся с 2005 года функции федерального канцлера Германии.

Еще хуже дела обстоят у социал-демократов: возвращение экс-президента Европарламента Мартина Шульца в немецкую политику не спасло СДПГ от дальнейшего падения. Партия потеряла, в сравнении с выборами 2013 года, 5,5% голосов избирателей, поставив таким образом исторический антирекорд на выборах –  всего 20,6%. Да, социал-демократы по-прежнему остаются второй по популярности политической партией страны, но здесь уместно вспомнить, что во времена канцлерства Герхарда Шредера СДПГ играла в "высшей лиге" и даже перешагивала психологическую отметку в 40%. Примечательно, что Мартин Шульц после катастрофического результата на выборах не планирует уходить в отставку с поста председателя партии. Шульц также заявил, что социал-демократы прекращают коалиционное партнерство с ХДС и уходят в оппозицию. Таким образом, подошло к концу правление так называемой "большой коалиции", при которой министерские портфели распределялись между ХДС, ХСС (баварской партией-близнецом ХДС) и СДПГ.

Победителями прошедших выборов в Бундестаг стали свободные демократы (СвДП) во главе с их молодым харизматичным лидером Христианом Линднером. СвДП набрала 10,6%, сильно прибавив в результате по сравнению с провальными для партии выборами 2013 года, на которых они не смогли преодолеть даже необходимый для прохождения в парламент 5-процентный барьер. Участие СвДП в коалиционном правительстве вместе с ХДС и "Зелеными" является единственным реальным вариантом для создания коалиционного правительства.

К слову, "Зеленые", получившие 9,1% голосов, также вполне довольны своим результатом. Они даже слегка прибавили в популярности в сравнении с выборами 2013 года. Вероятно, "Зеленые" будут участвовать в формировании коалиционного правительства, однако уже сейчас ясно, что коалиционные переговоры будут проходить непросто – уж слишком много идеологических противоречий существует между относящимся к левому политическому спектру "Зелеными" и ориентированными на интересы крупного бизнеса и наиболее обеспеченных слоев населения Свободными демократами.

Примерно такой же результат, как и на выборах 2013 года, показала партия "Левые", набрав 8,9% голосов избирателей. Не вызывает сомнений, что "Левые", как всегда, останутся в резкой оппозиции ко всем остальным партиям, которые также не горят желанием вступать с ними в коалицию.

Наконец, оглушительный успех празднует крайне правая партия "Альтернатива для Германии" (AfD). Получив 13% голосов, она стала третьей по силе партией в Германии. Особенно успешными стали результаты AfD в восточных федеральных землях, которые до объединения Германии находились в составе ГДР. На востоке страны "Альтернатива для Германии" набрала около четверти всех голосов, став самой мощной политической силой в регионе. Но она не имеет никаких шансов на сотрудничество с другими партиями в Бундестаге, резко критикующими ультраправые позиции AfD.

Как уже было отмечено выше, наиболее вероятно, что в коалицию партий, которые сформируют состав нового правительства, войдут ХДС, СвДП и "Зеленые". В Германии эту коалицию называют "Ямайкой", поскольку цвета, символизирующие эти три партии партии (ХДС – черный, СвДП – желтый, и соответственно зеленый у "Зеленых") совпадают с цветами ямайского флага. Вне зависимости от исхода коалиционных переговоров по конкретным пунктам, с подобным коалиционным составом германо-российским отношениям потепление не светит. Уход из правительства социал-демократов, традиционно выступающих за более тесное сотрудничество и диалог с Москвой, вероятно, усилит позиции неформальной "фракции трансатлантистов". Более того, "Зеленые" в составе правительства будут неизбежно форсировать правозащитную тематику в отношениях с Москвой. Удельного веса"СвДП, чей лидер Христиан Линднер выступает за смягчение санкций против России из-за Крыма, определенно не хватит для того, чтобы внести коррективы в уже известную позицию канцлера Ангелы Меркель. К тому же, не следует упускать из виду, что основной пакет европейских санкций связан не столько с крымским вопросом, сколько с ситуацией на Донбассе.