"Лейли и Меджнун" - опера, преобразившая культуру Востока

Читать на сайте Вестник Кавказа

В Нью-Йорке в рамках масштабного международного фестиваля искусств состоится показ спектакля «Лейли и Меджнун». Анонс об этом размещен в газете «Нью-Йорк Таймс». «Эта вечная история о любви, не знающей преград, предшествующая «Ромео и Джульетте», появилась на стыке культур народов, живущих вдоль Великого шелкового пути», - говорится в статье.
В статье отмечается, что главные персонажи выбраны из легенды, популярной на Востоке в средние века. Сюжет этой истории лег в основу первой мусульманской оперы более 100 лет назад. «В новой адаптированной постановке хореографа Марка Морриса знаменитые азербайджанские исполнители мугама Алим Гасымов и Фергана Гасымова выступают на одной сцене с ансамблем «Шелковый путь» и танцевальной труппой Марка Морриса. Смелые костюмы и декорации созданы современным художником-абстракционистом Говардом Ходжкином», - рассказали в NYT.
«Моррис скорее не рассказывает историю Лейли и Меджнуна, а преобразует ее, превращает ее в обряд, приумножает ее. Главный акцент – на эмоции… Великолепно», - заключили в газете.


Трагическая история Лейли и Меджнуна оказала значительное влияние на культуры Среднего Востока и Закавказья. В XII веке классик азербайджанской поэзии Низами Гянджеви на основе этой истории написал поэму, ставшую одной из частей его Пятерицы. Перу классика азербайджанской поэзии Физули также принадлежит поэма «Лейли и Меджнун», написанная в 1535 году. Мотивы из Лейли и Меджнуна встречаются также у суфийских и бахаистских авторов. Именно по мотивам версии Физули и была создана одноименная опера знаменитого азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. 


Надо отметить что опера «Лейли и Меджнун» преобразовала всю культуру Востока. Это первая азербайджанская национальная опера и первая опера в исламском мире, она была написана Узеиром Гаджибековым в 1907 году. Построенная на основе богатейшего фольклорного материала (в основном, на мугамах и лирических песнях), опера стала первой попыткой обобщения веками накопленных народом музыкальных традиций на основе общепринятых форм музыкального искусства. Таким образом, возник новый жанр мугамной оперы, сочетающей нотную запись музыки с сольной вокальной импровизацией.  
Первая постановка оперы состоялась 12 января 1908 года в Баку, в театре Гаджи Зейналабдина Тагиева. Основанное на популярной по всему Ближнему Востоку, Центральной и Южной Азии классической истории любви, это произведение считается жемчужиной азербайджанской культуры. Впоследствии Узеир Гаджибеков вспоминал: «В то время я, автор оперы, знал лишь основы сольфеджио, но не имел никакого представления о гармонии, контрапункте, музыкальных формах... Тем не менее, успех «Лейли и Меджнун» был большой. Он объясняется, по моему мнению, тем, что азербайджанский народ уже ожидал появления на сцене своей, азербайджанской оперы, а в «Лейли и Меджнун» сочетались подлинно народная музыка и популярный классический сюжет».
Тридцать лет подряд опера «Лейли и Меджнун» ставилась каждый сезон. Оперные спектакли шли в переполненном зале. Газета «Игбал» в своём номере от 27 ноября 1912 года писала: «В один миг становилось ясным и зримым, насколько мусульманский народ влюблён в музыку, когда видишь переполненный театр зрителями, многие из которых приехали в Баку из Дербента, Кубы и других городов Кавказа, специально для того, чтобы увидеть оперу - «Лейли и Меджнун»».

 


Вслед за Баку, всего через пять лет после премьеры, летом 1913 года опера была поставлена в Шуше, городе, где вырос композитор. По рассказу Г. Сарабского, исполнявшего роль Меджнуна, ещё за несколько дней до спектакля все билеты на две постановки были распроданы, так как желающих попасть на спектакль было много.
Первая же постановка оперы за пределами Азербайджана прошла в Тифлисе. В целом, в дореволюционные годы азербайджанские актёры показывали оперу в городах Закавказья, Средней Азии, в Иране. В дальнейшем опера была поставлена на сценах многих городов  России, Украины, Ирана, Турции, Грузии, Узбекистана, Туркменистана. Под влиянием оперы «Лейли и Меджнун» иранский поэт-демократ Мирзаде Эшги в 1916 году написал «Растахизе-селатине-Иран» («Воскрешение Иранского государства»), считающееся первой оперой в Иране. Одна из первых узбекских опер «Лейли и Меджнун» Р. Глиэра и Т. Садыхова, впервые поставленная в 1940 году, была написана на сюжет той же арабской легенды, а музыкальный материал составляли образцы фольклорного творчества, в том числе макомы.
С. Гинзбург писал: «Опыт передовых деятелей азербайджанского театра…, создавших на основе сочетания народной традиции с достижениями русской культуры первую национальную оперу «Лейли и Меджнун», оказал огромное влияние на узбекскую интеллигенцию и вызвал неудержимое желание увидеть аналогичные узбекские произведения».  
В 2008 году, согласно распоряжению президента Азербайджанской Республики, в Азербайджане официально отмечалось 100-летие создания оперы. В этом же году 100-летний юбилей оперы был отмечен в рамках ЮНЕСКО.