Азербайджан и Казахстан спасли сделку с ОПЕК
Читать на сайте Вестник КавказаСтраны вне ОПЕК выполнили план по сокращению добычи в августе на 118% за счет Казахстана и Азербайджана, указано в сентябрьском отчете Международного энергетического агентства.
Сообщается, что Казахстан перевыполнил план почти в три раза, сократив добычу в августе на 54 тыс баррелей в сутки при квоте в 20 тыс.
Азербайджан, в свою очередь, снизил добычу на 78 тыс при квоте в 54 тыс баррелей в сутки (превышение на 40,74%).
Значительное уменьшение добычи зафиксировано и в Мексике - 170 тыс баррелей в сутки вместо 100 тыс по соглашению.
Россия в августе выполнила соглашение на 105%, понизив добычу на 316 тыс баррелей при квоте в 300 тыс, передает ТАСС.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор бакинского Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, у снижения нефтедобычи в Азербайджане сверх квоты есть объективные причины. "Во-первых, в августе в течение 14 дней, фактически, бездействовала платформа "Альфа" в рамках проекта "Шахдениз", то есть конденсат не добывался, а в последние три дня месяца добыча только-только была возобновлена, и если всегда там добывались 55 тыс баррелей в сутки, то в эти три дня – лишь по 10 тыс. Отсюда среднемесячное снижение добычи конденсата на 25 тыс баррелей в сутки по техническим причинам", - пояснил он.
По оценке Ильхама Шабана, текущая цена нефти марки Brent в $54,87 за баррель не является реальной, поэтому подобные снижения добычи сверх квоты помогают лишь сдерживать рынок от обвала. "Текущая цена держится за счет подогрева рынка, в первую очередь, за счет заявления России и Саудовской Аравии о продлении сделки с ОПЕК в будущем – это позитивный сигнал для рынка, за которым ничего не стоит на деле. Но самое главное, что подняло цены, - это ураганы, ударившие по США и Мексике, из-за чего местные нефтяники вынуждены были снизить или прекратить добычу. Кроме того, рынок держит в напряжении Венесуэла, где вполне может случиться революция, из-за чего поставки венесуэльской нефти на внешний рынок могут быть закрыты", - перечислил основные причины завышения роста нефти эксперт.
"Действует и фактор событий вокруг КНДР, чьи соседи – Южная Корея, Китай и Япония – являются крупными потребителями энергии, и в случае военного конфликта они могут начать испытывать проблемы с поставками нефти. Все это подогревает рынок, поднимая цены примерно на 10%. Подлинная нынешняя цена – порядка $48-49 за баррель Brent, а текущие уровни держатся только благодаря внешним факторам, а не воздействию рыночных элементов, таких как спрос и предложение", - заключил Ильхам Шабан.
Казахстанский экономист Петр Своик объяснил превышение квоты на снижение нефтедобычи в Казахстане также техническими причинами. "У нас идет естественная убыль добычи, она не нарастает уже последние 2-3 года, так как эксплуатируются, в основном, уже давно работающие месторождения, а ввода новых нет. "Кашаган" все еще не задействован в полную силу, а большая часть других месторождений работает скорее в минус, чем в плюс. Некая политическая составляющая в превышении квоты на снижение добычи может присутствовать, но основе все-таки технологическое снижение", - считает он.
По оценке эксперта, подобные добровольные шаги поддерживают позитивные настроения рынка. "Я думаю, они воздействуют на рынок больше в эмоциональном смысле. В конце концов, рынок нефти до сих пор держится, в основном, на фьючерсах, а не на реальных физических поставках, а фьючерсы – штука пугливая, их стоимость может колебаться от очень многих факторов, причем собственно объемы добычи и потребления не самые главные из них", - резюмировал Петр Своик.