Обзор прессы Кавказа 4 - 10 сентября
Читать на сайте Вестник КавказаПосол Израиля в Азербайджане Дан Став в интервью местному еженедельнику "Регион-плюс" рассказал о нынешнем состоянии азербайджано-израильских отношений. По его оценке, потенциал сотрудничества между двумя странами даже не близок к тому, чтобы быть исчерпанным. Азербайджан - один из главных поставщиков нефти в Израиль. В ненефтяной сфере также ситуация улучшается с каждым годом. В 2015 году ненефтяной торговый оборот составлял 132 млн долларов, а в 2016 году достиг уже 260 млн. Обе страны осознают, что потенциал, чтобы его увеличить, есть, и работа в этом направлении уже ведется.
Азербайджан заявил о необходимости развития сельского хозяйства в стране. В этом плане Израиль, говорит посол, обладает хорошим потенциалом для сотрудничества, в стране развиты новые технологии, имеются обширные знания в этой сфере. Уже ведутся работы по сотрудничеству между частными компаниями в сферах хлопководства, скотоводства, по созданию ирригационных систем на хлопковых полях, теплиц и в других сферах, которые также могут представлять взаимный интерес у частных фирм. Возможно сотрудничество также в здравоохранении, фармацевтике, ИТ-технологиях, коммуникациях и образовании.
В плане межгосударственного сотрудничества Став отметил визит президента Израиля Биньямина Нетаньяху в Азербайджан, когда, помимо остальных важных документов, было подписано соглашение о создании совместной комиссии по межправительственному сотрудничеству. Документ был ратифицирован сторонами, и сейчас идет работа над тем, чтобы провести первое заседание комиссии. "Мы ставим целью выявить те сферы, которые представляют наибольший интерес для сотрудничества, увеличить объем взаимной торговли и развить взаимодействие в экономической сфере. После того, как мы определим приоритетные сферы, государство сможет создать условия для сотрудничества частного сектора" - сказал посол.
Касаясь сотрудничества в нефтегазовой сфере, дипломат выделил пять различных направлений сотрудничества между Азербайджаном и Израилем. Во-первых, это импорт азербайджанской нефти Израилем. Во-вторых, диверсификация путей поставок газа в Европу. В этом плане важны усилия по скорейшему завершению проектов TAP и TANAP. В 2009 году в Израиле обнаружены морские запасы газа, которые оцениваются в 900 млн. кубометров. Правительство решило оставить часть этого объема в стратегических запасах, а 40-50% направить на экспорт. Один из вариантов - проведение газопровода в Турцию и оттуда доставка в Европу по другим линиям - это может быть TAP или иная линия. Этот вариант обсуждался на энергетической конференции в Турции в июле этого года между министрами энергетики Израиля и Турции. В этом году ожидается визит турецкого министра в Израиль для продолжения переговоров и рассмотрения возможности подписания договора. Третьим пунктом сотрудничества может стать эксплуатация израильских месторождений. В 2016 году правительство Израиля объявило тендер на эксплуатацию 24 из 69 блоков в оффшорной зоне. Тендер открыт до середины ноября этого года. Большое количество компаний уже проявило интерес. Хотелось бы увидеть в их числе и азербайджанские компании. Четвертым направлением видится сотрудничество в сопутствующих нефтегазовому сектору сферах. Это могут быть мониторинг и поддержка, обеспечение добычи нефти и газа, привлечение израильских ноу-хау для нефтегазового сектора в Азербайджане. И, наконец, пятое. Израиль очень заинтересован в заимствовании многолетнего азербайджанского опыта в нефтегазовой сфере. "Это может быть как на академическом уровне, так и на уровне менеджмента будущих доходов. Возможно сотрудничество с ГНФАР, Нефтяной академией и SOCAR. У всех этих трех представителей нефтегазового сектора очень большой опыт, и мы заинтересованы в его изучении", - заявил посол.
Говоря о хорошем уровне сотрудничества между странами в оборонной сфере, он отметил, что они существовали еще до эскалации конфликта в апреле прошлого года. Стоимость контрактов, подписанных до сих пор азербайджанскими и израильскими компаниями в связи с приобретением оборонного оборудования, составляет порядка 4,85 млрд долларов. Значительная часть этих контрактов уже реализована. Посол подчеркнул, что Израиль поддерживает территориальную целостность Азербайджана, а также усилия президента Ильхама Алиева в достижении мира политическим способом. Посол также отметил стремление Азербайджана создать платформу для мультикультурального диалога, совместного проживания в стране представителей различных наций и религий. В качестве примера он привел проживание здесь еврейской общины и отсутствие каких-либо признаков антисемитизма. "Израиль видит Азербайджан как альтернативную модель сосуществования различных культур на территории одной страны. Азербайджан представляет собой страну, в которой сунниты и шииты не только мирно сосуществуют, но даже молятся вместе. Также есть толерантность и уважение к другим религиям, христианскому, еврейскому сообществам и даже к представителям бахаи. И поэтому мы ценим усилия Азербайджанского правительства, которое собирает форумы представителей других культур в Баку, чтобы сделать мир лучше", - подчеркнул посол.
* * *
Еще несколько лет назад в Армении оставались фрагменты советского авиационного наследия, благодаря чему страна, в частности, смогла организовать эвакуацию соотечественников из Сирии, где начиналась война, пишет газета "Голос Армении". Тогда всего две авиакомпании осуществляли полеты во фронтовую сирийскую столицу - "Аэрофлот" и "Армавиа". Но через пару лет "Армавиа" не стало, а вместе с ней, по сути, не стало армянской гражданской авиации.
Автор статьи напоминает, что в июне прошлого года движение по Военно-Грузинской дороге было прервано из-за селя, сошедшего на территории Грузии. В результате около 200 граждан не могли добраться до Армении. Премьер-министр Овик Абрамян был вынужден обратиться за помощью к своему российскому коллеге в вопросе их перевозки. Российская сторона организовала соответствующие спецрейсы на самолетах МЧС РФ, доставивших в Ереван армянских граждан. В стране, организовавшей эвакуацию соотечественников из охваченной войной Сирии, не нашлось ни одного борта, чтобы доставить в Армению собственных граждан, застрявших в дороге на территории России, сетует автор.
События, имевшие место в середине августа этого года в Армении, еще раз напомнили о катастрофе, постигшей армянскую гражданскую авиацию, с тяжелейшими последствиями которой сегодня приходится сталкиваться с пугающей регулярностью. С 15 августа армянское общество внимательно следило за тем, как самолет МЧС России тушил пожар в заповеднике "Хосровский лес" в Армении. Выражая искреннюю благодарность российской стороне, автор, вместе с тем, замечает, что по заголовкам в СМИ складывалось впечатление, что идет не борьба со стихией, а презентация Ил-76 МЧС России. СМИ информировали о каждом из 16 вылетов самолета. "Вовсе не умаляя заслуг и помощь МЧС РФ, предоставившего, по мнению экспертов, самый эффективный противопожарный самолет в мире, надо тем не менее отметить, что уже больше года действует Армяно-российский центр гуманитарного реагирования, в задачи которого входят совместная профилактика и борьба со стихийными бедствиями и ликвидация их последствий. Конечно, это не означает, что российский борт был обязан принимать участие в тушении пожара в Армении. Более того, мы искренне благодарны российской стороне за оказание помощи, о чем, кстати, заявил и президент РА в ходе встречи с российским коллегой в Сочи. Но это не значит, что каждый полет российского самолета над "Хосровским лесом" должен быть прочитан грандиозным событием, а сотрудничество, взаимопомощь в чрезвычайных ситуациях как бы подразумеваются с учетом совместного гуманитарного центра", - рассуждает автор. За прошедшие пару десятилетий, продолжает он, Армения умудрилась так угробить собственную гражданскую авиацию, что сегодня принимается за диковинку появление в армянском небе "противопожарного" самолета. Хуже всего то, что процесс уничтожения армянской авиации происходил при абсолютном безразличии власти, это вообще не смущало ее представителей.
С середины августа в соцсетях и медиапространстве поднялся шум по поводу резкого повышения цен на авиабилеты. Начальник Главного управления гражданской авиации Сергей Аветисян одной из причин этого назвал "систематическую работу, проводимую в рамках политики "открытого неба". По его словам, уже в следующем году авиакомпании, увидев динамичное развитие армянского рынка, предпримут соответствующие шаги. Однако этот аргумент - "политика открытого неба" - по мнению автора, выглядит в данном контексте несколько странно. Известно ведь, что эта самая политика подразумевает рост конкуренции между авиакомпаниями и, как следствие, снижение цен. И, кстати, такой механизм сработал, ибо с переходом к "открытому небу" цены действительно снизились. Но весь вопрос в том, что из-за той же политики Армения лишилась возможности создания поддерживаемого государством национального авиаперевозчика и тем самым, лишилась возможности регулировать ситуацию на рынке авиаперевозок. Будь у Армении своя авиакомпания, можно было бы с ее помощью, например, дополнительными рейсами, нивелировать негативные последствия сезонного ажиотажного спроса на билеты в том или ином направлении. А так, рост спроса находит зеркальное отражение на ценах, и даже при огромном желании инструментов регулировки собственного авиационного рынка у Армении просто нет, говорится в статье.
* * *
Курортный сезон, на который большинство жителей Абхазии всегда возлагают большие надежды, в 2017 году себя не оправдал. О том, почему лето в республике выдалось не столь "жарким", рассуждает колумнист интернет-издания "Sputnik-Абхазия". Автор напоминает о резком росте потока туристов в Абхазию и ажиотажный спрос на курорты республики, начавшийся в 2008 году. Несмотря на послевоенную разруху и множество недочетов в сервисе, одни российские туристы, утомленные курортами Турции и Египта и в предвкушении новых эмоций, пейзажей и экзотики, другие же, поддавшись ностальгии, вновь заполнили пляжи Абхазии, которая давно их ждала, но не была к этому готова. Тогда, по мнению журналиста, стране выпал исторический шанс вернуть себе статус полноценного курорта. Нельзя сказать, что этой возможностью не воспользовались, и в стране ничего не делалось, не развивалось, сдвиги есть, но, видимо, возникла иллюзия, что так будет всегда и торопиться некуда. Турист же не будет ждать десятилетиями повышения качества услуг, появления новой инфраструктуры для отдыха. Он просто не приедет в следующий раз и отвезет свои деньги куда-то еще. Природа Абхазии по-прежнему остается главным, притягивающим гостей фактором, но на этом, как говорится, далеко не уедешь. Приедается!
По оценке многих отельеров и рестораторов, сезон 2017 года оказался провальным. Одни называют разницу в 30%, другие — аж до 60% в сравнении с 2016 годом. Есть и такие, кто взял в аренду объекты общепита или торговые точки, гостиницы. Люди вложились финансово, а сроки окупаемости приняли призрачные очертания. Автор пытается проанализировать причины такого результата нынешнего сезона. Конечно, внесли свои коррективы дождливый май и июнь. Но если погодные сюрпризы воспринимаются как неизбежность, то другие происшествия имеют конкретные имена и фамилии. Наверняка, по его мнению, можно было избежать убийства российского туриста в Гудауте, если бы места палаточного отдыха периодически патрулировали сотрудники милиции. Было бы спокойнее, если бы все любители отдыха дикарем проходили регистрацию в РОВД, указывали бы время и место своего пребывания. При должном контроле можно было бы избежать взрыва военного склада в популярном среди туристов поселке Приморское, который стал причиной гибели двух туристов из России и напрочь отбил охоту многих потенциальных гостей Абхазии посетить ее.
Главные курорты-соперники Абхазии находятся в Турции, где "изобретают" самые изощренные и выгодные предложения для российского туриста. Крым – пока не столь "грозен" в этом плане, но после окончания строительства Керченского моста, который облегчит дорогу на полуостров, станет доступен и еще более интересен. Египет пока закрыт, но не навсегда. При таком раскладе Абхазия может потерять свои позиции на туристическом рынке, считает автор.
* * *
Научные сотрудники Ингушетии планируют расширить географию своих исследований. Об этом, как информирует местная газета "Сердало", представители Госархива Ингушетии и республиканского НИИ гуманитарных наук им. Ч.Э.Ахриева рассказали на рабочей встрече с главой Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым. Темой обсуждения было выявление документов по истории Ингушетии в архивах ближнего зарубежья. Ученые сообщили, что они на регулярной основе осуществляют международное научное сотрудничество. Совсем недавно они вернулись из Центральной Азии, где вели поиск документов с упоминанием об ингушах, проживавших в Казахстане и Киргизии, а также изучали опыт коллег и истории народа. Делясь своими мыслями, исследователь-краевед Берснако Газиков, сказал, что сегодня определенный интерес для научного сообщества республики представляют государственные архивы Азербайджана, Грузии, Украины, Польши, Германии и Турции. Именно там, по его словам, хранятся важные документы, имеющие прямое отношение к истории ингушского народа. "В Турции, например, еще никто из нас не работал, хотя там хранится очень ценная информация, в том числе, отражающая факт присутствия ингушей во время различных событий", — заметил он.
Глава Ингушетии подчеркнул необходимость дальнейшего изучения государственных архивов разных стран, к которым ингуши имели хоть какое-то отношение. Он считает, что, по-прежнему, неизученным остается большой пласт истории народа, а также жизненный путь некоторых литераторов, ученых, офицеров, общественных деятелей и просветителей, которые либо жили на территории Ингушетии, либо посещали эти края. Евкуров поручил расширить географию исследований, пообещав поддержку в этом.
* * *
В Северной Осетии рядом с высокогорным селением Даргавс еще весной 2013 года началось строительство этнографического комплекса "Даргавская долина". Инициатором и куратором этого проекта при поддержке федерального центра стало республиканское министерство культуры. Место для создания комплекса было выбрано далеко не случайно. Именно здесь находится один из самых посещаемых сегодня гостями и жителями республики филиалов Национального музея РСО–А – архитектурно-этнографический комплекс "Город мертвых", включающий в себя 95 уникальных памятников народного осетинского зодчества эпохи позднего средневековья, знаменитый не только на весь Северный Кавказ, но и за его пределами. Тогда же здесь началось строительство еще одного экспозиционного объекта, который планировалось ввести по замыслу авторов проекта "Даргавская долина" в разветвленную структуру филиалов Нацмузея: это воссоздание традиционной осетинской сакли образца XVIII–XIX веков с хозяйственными пристройками, мужской и женской половинами, кунацкой, хлевом. В ее стенах предполагалось развернуть красочную стационарную музейную экспозицию, подробно знакомящую приезжающих в Даргавс туристов с историей, бытом, обычаями, ремеслами, народными промыслами и традиционным укладом жизни старой Осетии. Намечалось обустроить на этом объекте всю необходимую инфраструктуру для приема туристов, организовать для них питание и торговлю сувенирами, установить информационные стенды и дорожные указатели, разработать этнографические маршруты по прилегающим к селению окрестностям. Здесь недалеко находятся Мидаграбинские водопады, самые высокие сезонные водопады в Европе, уже ставшие одним из туристических брендов республики. На реализацию начальных этапов проекта "Даргавская долина" в республиканском бюджете было заложено около двух миллионов рублей. Однако, как пишет газета "Северная Осетия", на фоне других громких и резонансных проектов в сфере культурного строительства, к которым в последние год-полтора приковано пристальное внимание общественности республики, этот как-то немного "ушел в тень". О нем почти перестали говорить и писать.
Издание решило узнать какова на сегодняшний день ситуация на создаваемом объекте. Как рассказала генеральный директор Нацмузея РСО–А Лариса Сохиева, все строительные работы в новом музейном комплексе в Даргавсе полностью закончены, и он "сдан под ключ". Сейчас Национальный музей уже собственными силами занимается созданием там постоянно действующей историко-этнографической экспозиции. В трех залах из четырех работа уже завершена. В одном из залов выставили интереснейшие находки из археологических раскопок, которые вот уже несколько десятилетий ведет на Даргавском аланском катакомбном могильнике совместная экспедиция Нацмузея и Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований имени В. И. Абаева. Еще один зал посвящен изменениям, которые внесли в жизнь и быт горной Осетии рубеж XIX–XX столетий и начало XX века – исторический период, судьбоносный для Северного Кавказа. Во дворе традиционной осетинской сакли обустроена действующая традиционная осетинская печь, в которой можно выпекать пироги на дровах по старинным рецептам.
Руководитель музея также отметила, что посещаемость Даргавсского некрополя постоянно растет. В год в Даргавс в среднем приезжают не меньше 8–10 тысяч человек, и 75% из них – это гости республики из разных уголков России. Фиагдонское направление – сейчас очень популярный маршрут, проложенный в Северную Осетию турагентствами и экскурсионными бюро из курортных городов Кавминвод. Вместе с тем, вокруг объекта практически нет никакой инфраструктуры, обслуживающей туристов, и состояние автомобильной дороги в Даргавс оставляет желать лучшего.