Сергей Марков: "Баку способен стать кавказской дипломатической Женевой"
Читать на сайте Вестник КавказаВ Баку сегодня состоялась первая за долгое время официальная встреча главы Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова с высоким представителем НАТО – главой Военного комитета Альянса Петром Павелом. "Вестник Кавказа" побеседовал с директором Института политических исследований Сергеем Марковым о причинах выбора столицы Азербайджана в качестве площадки для регулярных встреч российских и западных военных, а также о повестке диалога России и НАТО.
- Сергей Александрович, по вашей оценке, что побуждает российских и западных военных выбирать Баку в качестве площадки для диалога?
- В первую очередь, стоит отметить, что у Азербайджана как места встречи очень хорошая инфраструктура – великолепный аэропорт, прекрасные гостиницы. Но главное, конечно в том, что Азербайджан в этом диалоге занимает четкую, ясную нейтральную позицию. Президент Ильхам Алиев известен как человек с гениальными дипломатическими компетенциями и проводит уважительную, взвешенную, точную, хорошо сбалансированную дипломатию. Благодаря этому обе стороны, даже если они враждебны, чувствуют себя комфортно и с точки зрения логистики на территории Баку, и с точки зрения тех или иных форматов в диалоге с руководством Азербайджана. НАТО, и Россия знают, что к ним будет проявлено спокойное, взвешенное, уважительное отношение, без прослушивания и утечек информации.
- Как это позиционирует Баку в международном сообществе?
- Это позиционирует Баку как потенциального миротворца, очень взвешенного, уважительного и уважаемого партнера, с которым приятно иметь дело. В перспективе Баку способен превратиться на дипломатическом поле в своеобразную кавказскую Женеву, а Азербайджан, соответственно, в кавказскую Швейцарию.
- В каких условиях прошли эти переговоры Герасимова и Павела?
- В условиях очень большого непонимания обеих сторон. По сути, коалиция стран, входящих в НАТО, осуществляет уже несколько лет принуждение России к подчинению, а Россия отказывается подчиняться. В рамках этого принуждения НАТО стремится к неравноправным отношениям, утверждая, что Альянс значительно сильнее России. В частности, речь идет о проблеме транспондеров на Балтийском море. НАТОвцы говорят об опасности сближения, требующей включать транспондеры, Россия в ответ предлагает заключить договор, обязывающий включать транспондеры всех, на что из Альянса отвечают: "Мы не будем вести переговоры, мы вам просто говорим включить транспондеры, а мы сами решим, что будем делать". Россия, естественно, подчеркивает, что или все летают без включенных транспондеров, или все летают с включенными, а НАТОвцы опять говорят, что на переговоры не пойдут. То есть происходит нечто вроде заочного диалога.
Кроме того, в России вызывает острое недовольство размещение военных контингентов НАТО в странах Прибалтики, так как оно нарушает первичную договоренность о том, что после распада Варшавского договора инфраструктура Альянса не будет продвигаться на Восток к российским границам.
- В таком случае, каковы могут быть продуктивные результаты это встречи в Баку?
- Поскольку сегодня в Баку говорили сугубо военные специалисты, их встреча не приведет к урегулированию политических разногласий. Но она должна привести к тому, что при сохранении политических споров и обвинений военные все-таки договорятся о том, чтобы военных последствий этих разногласий не было, чтобы самолеты не сталкивались над акваториями и не прекращался диалог на военно-техническом уровне. Это главные вопросы для России и НАТО, которые можно решить переговорами в столице Азербайджана. Что касается Сирии, то, поскольку де-юре там не действует НАТО, о ней нужно вести переговоры не с Альянсом, а непосредственно с США и Великобританией.