Атака Запада на Азербайджан и Рособоронэкспорт

Читать на сайте Вестник Кавказа

В начале этой недели западные СМИ дружным залпом ударили по Азербайджану, а заодно "прошлись" и по России. Похоже, был осуществлен скоординированный информационный вброс в такие известные издания как The Guardian, Le Monde, Le Figaro, направленный, прежде всего, против правительства и правящей элиты Азербайджана. Неправительственная организация OCCRP обвинила их в отмывании почти 3 млрд долларов – в том числе, и посредством Рособоронэкспорта. Пресс-служба президента Азербайджана в категоричной форме все обвинения отвергла. В сообщении пресс-службы утверждается, что за публикацией стоят Джордж Сорос и армянские лоббисты – одним из авторов публикации в The Guardian является журналистка армянского происхождения Дина Нахапетян.

Попытаемся проанализировать публикацию в современном политическом контексте, поскольку – как бы ни хотелось верить в обратное – редко какое расследование международных неправительственных организаций против отдельных стран проводится без получения ими соответствующего заказа, и еще реже оно попадает на первые полосы мировых СМИ. Итак, зададимся вопросом, которым две тысячи лет назад задавался римский юрист Кассиан Лонгин Равилл: Cui prodest? Cui bono? Кому это выгодно? Чтобы прояснить этот вопрос, необходимо проанализировать складывающуюся ситуацию в регионе в условиях меняющихся геополитических условий.  

"Грехи" Алиева

Повышенное внимание западных СМИ к Азербайджану и его властям – не новость, и нынешняя публикация не является первой среди статей подобного рода. Наверняка, не станет она и последней. Ильхам Алиев, будучи прагматиком до мозга костей, уже много лет держит Запад на расстоянии вытянутой руки. Азербайджан с удовольствием сотрудничает с ЕС и США в энергетической сфере, а также в сфере борьбы с терроризмом, но свою внутреннюю политику держит под строгим контролем. Все западные и прозападные фонды и НКО, пытавшиеся активно подключиться к общественно-политическим процессам в стране, за последние несколько лет были медленно, но верно выдворены из Азербайджана, а каналы финансирования их местных партнерских НКО прикрыты. Соглашение об ассоциации с ЕС Алиев, не особо церемонясь с европейцами, зарубил на корню, назвав его положения не соответствующими национальным интересам Азербайджана. Но главным "грехом" азербайджанского руководителя стало то, что на фоне обострения противоречий между США и ЕС с Россией, Баку не только не замедлил, но, наоборот, интенсифицировал сотрудничество с Москвой в торгово-экономической, политической и военной сферах.  

Рособоронэкспорт в качестве бонусной мишени

Вполне объясним также и тот факт, что в одной связке с Азербайджаном под прицел Запада был взят отечественный Рособоронэкспорт. Ведь речь идет о госкомпании стратегического значения, курирующей одно из наиболее перспективных и динамично развивающихся направлений российского экспорта. В 2016 году  объем продаж военной продукции РФ составил более 15 млрд долларов, из которых на долю "Рособоронэкспорта" приходится около 13 млрд долларов. Для сравнения: в начале нулевых, когда "Рособоронэкспорт" только создавался, объемы продаж составляли 3,7 млрд долларов номинала (около 5,1 млрд долларов в ценах 2016 года). Желающих приобрести российское оружие в мире сейчас предостаточно, и попытка подпортить репутацию "Рособоронэкспорта" подобными публикациями вполне укладывается в логику жесткого информационного противостояния между Западом и Россией. Но это, скорее, приятный сопутствующий бонус, нежели главная цель заказчиков публикации.

Защитные механизмы России на Кавказе: страны "А", "В" и "С".

Объемы сотрудничества между Москвой и Баку в сфере закупок вооружения ежегодно растут на фоне общего политического и экономического сближения. И то, и другое рассматривается Западом в качестве одного из ключевых препятствий для усиления собственного влияния в стратегически важном южнокавказском регионе. Южный Кавказ – ворота в богатый углеводородами каспийский бассейн, а также крайне чувствительное для внешнего влияния южное подбрюшье России – особенно, с учетом наличия неспокойного Северного Кавказа.

Одним из российских защитных механизмов, сдерживающих западное влияние в регионе, стало российско-азербайджанское сотрудничество и прагматичный учет стратегических интересов сторон. Другим страховочным механизмом являются  союзнические отношения РФ с Арменией в рамках единого интеграционного пространства, а также наличие группировки российских войск в Гюмри. Наконец, огромную роль играет поддержка баланса сил между Баку и Ереваном, который смогла выстроить Россия,  и который она просчитывает также в своей политике поставок вооружений в регион. Термин "баланс сил" при этом вовсе не означает, что силы сторон равны. Применительно к нагорно-карабахскому конфликту это лишь значит, что сторона "А" не выстоит в войне против стороны "В" без поддержки стороны "С", а потому  сторона "А" вынуждена оставаться лояльной стороне "С". С учетом военно-экономического потенциала Азербайджана и Армении, расставить названия стран вместо букв несложно.  

В сложившихся условиях в Кремле искренне не заинтересованы в возгорании новой войны между Арменией и Азербайджаном, так как в результате нее можно полностью "потерять", как минимум, одну из дружественных на данный момент южнокавказских стран. Наглядным примером здесь служит роль, которую сыграла Россия в апреле 2016 года, когда стороны конфликта были близки к возобновлению полномасштабных военных действий в Карабахе. Без российского вмешательства бои бы не остановились.

"Слабое звено" в архитектуре региона

Однако каждая из стран региона пытается реализовать свои интересы, которые, что вполне естественно, далеко не обязательно должны совпадать с российскими. И тогда возникают весьма интересные геополитические парадоксы. Например, в естественного союзника Запада в борьбе за ослабление российско-азербайджанских связей превращается российский союзник по ОДКБ и ЕАЭС – Армения, чье руководство неоднократно публично высказывало откровенное недовольство в связи с поставками российских вооружений Азербайджану.

Тут также нельзя сбрасывать со счетов влиятельную армянскую диаспору на Западе, которая влияет на процесс принятия решений в ереванских коридорах власти. Проект выбивания Армении из российской орбиты не забыт и не похоронен Западом даже после провала активно лоббируемой бывшей на тот момент госсекретарем США Хиллари Клинтон идеи открытия армяно-турецкой границы в 2009 году.  Ясно, что сегодняшняя Турция – далеко не тот партнер для США и ЕС, коим она была восемь лет назад. Турецкие сторонники и архитекторы "цюрихских протоколов" остались на обочине турецкой политической жизни, а президент Реджеп Таийип Эрдоган превратился для западных стран из "светоча исламской демократии" в очередного "авторитарного лидера".

В нынешних условиях на Армению решено воздействовать не через ставшую неприемлемо самовольной эрдогановскую Турцию, а посредством армянской диаспоры и западных институтов "мягкой силы", чувствующих себя в Армении весьма вольготно. В стране активно действует сразу три структуры Джорджа Сороса: Open Society Foundation, Partnership for Open Society и Eurasian Partnership Foundation. Без сколько-нибудь серьезного государственного контроля за финансовыми потоками реализуют свою деятельность USAID, западные посольства, различные брюссельские и немецкие политические фонды и многочисленные местные НКО на их подкормке. Западные институты стали желанными гостями в Армении: 8 июля 2017 года в Ереване было открыто представительство близкого к "Зеленым" немецкого фонда Генриха Белля.

Спокойно созерцать бурную деятельность финансируемых Западом институтов и фондов в своей стране может себе позволить только очень стабильная и сильная власть. Иначе может выйти так, как у экс-президента Украины Виктора Януковича, давшего западным фондам "зеленый свет" в своей стране. Когда он понял, что страна не осилит шпагат между Россией и Западом, было уже слишком поздно – общество было слишком сильно наэлектризовано, а власть совсем уж слаба.   

Является ли настолько сильной и стабильной олигархическая структура власти Сержа Саргсяна, чтобы суметь противостоять отработанным в ходе множества "цветных революций" западным сценариям? В состоянии ли экономически слабая Армения, чьи жители продают свои голоса кандидатам в депутаты на выборах за 20 долларов, отказаться от финансовой помощи своей богатой диаспоры, пустившей корни на Западе? Очевидно, что нет.

В течение последних лет систематически размывается фундамент лояльности армянской власти и общества Москве, в стране при отсутствии господдержки забывается русский язык, а заигрывания с Западом принимают все более конкретные формы. В 2013 году Серж Саргсян был готов парафировать соглашение об ассоциации с ЕС на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе, и лишь предварительная поездка в Москву изменила его мнение в пользу вступления в Таможенный союз. Сейчас Армения вновь готовится подписать обновленное соглашение с Евросоюзом, которое, по словам Саргсяна, "отразит всю глубину и охват двусторонних отношений". Одновременно интенсифицируется сотрудничество с НАТО, о чем свидетельствует участие члена ОДКБ Армении в учениях Североатлантического альянса Noble Partner 2017 в Грузии. Армянские военные также должны были принять участие в проходящих сейчас в Грузии  очередных учениях НАТО, но в последний момент не приехали – как поговаривают эксперты, из-за давления из Москвы. Спикер МИД Армении Шаварш Кочарян в своем интервью армянской службе радио "Свобода"  не только не возразил тому, что Армения "вступила в Евразийский экономический союз, сотрудничая с диктаторской страной", но и косвенно согласился с этим утверждением, добавив от себя лишь следующее: "Потому что наши стратегические и экономические интересы того требуют".

Возвращаясь к публикации The Guardian

Подводя итоги, можно констатировать, что последняя атака Запада на Азербайджан и Рособоронэкспорт преследовала несколько целей:

- Нанести урон имиджу азербайджанской власти, соблюдающей дистанцию в отношениях с ЕС и США и сигнализировать азербайджанскому правительству нежелательность продолжения его тесных связей с Москвой.

- В очередной раз "щелкнуть по носу" Россию, привязав успешную госкомпанию по экспорту вооружений к коррупционным схемам.

- Послать сигнал Армении по столь важной для нее теме российско-азербайджанского военного сотрудничества о том, что Запад все еще держит для нее дверь открытой.

Хотелось бы надеяться, что в Ереване, оценивая деликатные обхаживания западных партнеров и создавая комфортные условия для деятельности западных НКО в стране, не забывают об одном: сохранение баланса в конфликте, являющегося залогом политического выживания действующей власти в Ереване, невозможно без стабилизирующей роли страны "С".