Провал переговоров о конституционных поправках в Грузии
Читать на сайте Вестник КавказаПосле восьми месяцев яростного обсуждения фракция большинства в парламенте, правящая партия ”Грузинская мечта” объявила, что не видит смысла пытаться возобновить дискуссию с оппозиционными партиями по формулировке спорного проекта конституционных поправок. Как сообщает Radio Free Europe/Radio Liberty в статье Georgian Constitutional Amendments, ”Грузинская мечта” хочет принять поправки без одобрения оппозиции в третьем и последнем чтении во время осенней сессии парламента.
”Грузинская мечта” обвинила в срыве переговоров оппозицию, в частности так называемые ”четыре ультиматума”, которыми оппозиционные партии отреагировали на последние попытки ”Грузинской мечты” преодолеть разногласия между двумя лагерями. В заявлении говорится, что ”контрпродуктивный” подход оппозиции показал, что его основной задачей было избежать достижения консенсуса. Последняя попытка двух сторон достичь согласия была предпринята 18 августа, когда после недельных взаимных обвинений в нежелании возобновить переговоры представители ”Грузинской мечты” и 20 оппозиционных партий встретились в Тбилиси в попытке преодолеть разногласия. ”Грузинская мечта” предлагала пойти на две небольшие уступки, но трехчасовые переговоры не привели к каким-либо договоренностям.
Оппозиция впоследствии подтвердила свое основное требование: на парламентских выборах в 2020 году все 150 мандатов должны распределяться по пропорциональной системе, а не в рамках нынешней смешанной системы. Версия проекта поправок, подготовленная в апреле и представленная на рассмотрение и утверждение Венецианской комиссии, предусматривала этот переход, но в конце июня, предположительно, под давлением депутатов мажоритарного парламента, которые опасались потери своих мандатов, ”Грузинская мечта” провела через парламент измененный проект, отложив переход к парламентским выборам до 2024 года.
Оппозиция также придерживалась своего требования о сохранении прямых выборов президента. ”Грузинская мечта” согласилась на прямые выборы только в 2018 году. Ожидается, что нынешний президент Георгий Маргвелашвили будет баллотироваться второй срок, после чего следующий президент будет избираться электоральной коллегией, состоящей из 300 человек. Оппозиция предложила вариант проведения плебисцита, чтобы определить поддержку населения по вопросу прямых выборов, а также заявила, что возобновление переговоров по другим спорным аспектам запланированной реформы ”Грузинской мечты” состоится только после выполнения этих двух требований.
Но ”Грузинская мечта” отвергла их 25 августа, подчеркнув, что у каждой отдельной партии был запрошен список вопросов, которые, по ее мнению, должны быть включены в проект и от которых зависела поддержка этой партией проекта целом. ”Грузинская мечта” не одобрила ”контрпродуктивный” подход оппозиции, которая, по ее словам, сделала невозможным проведение переговоров среди фракции большинства парламентариев, а также нового раунда переговоров с оппозицией.
Партийный раскол?
Ссылка на ”проведение переговоров большинством” свидетельствовала, что на том этапе либеральное крыло ”Грузинской мечты” все еще надеялось преодолеть сопротивление жестких сторонников мажоритарных законодателей перейти к полностью пропорциональной системе парламентского голосования в 2020 году. Неясно, сколько из 71 законодателя ”Грузинской мечты” готово пойти на компромисс с ними, но значимость, которую либеральная фракция придает достижению консенсуса, свидетельствует о нежелании раскола ”Грузинской мечты” с целью создания соперничающей парламентской фракции. Если раскол все-таки случится, ”Грузинская мечта” потеряет свое нынешнее конституционное большинство.
Если акцент на важности переговоров большинством был посланием оппозиции не рисковать срывом продолжающегося поиска консенсуса путем усиления давления на ”Грузинскую мечту”, то он не произвел желаемого эффекта. Напротив, ветеран-законодатель Роман Гоциридзе из бывшего правящего ”Единого национального движения” (ЕНД) описал заявление ”Грузинской мечты” как ”признание поражения” в свете его очевидной неспособности расколоть оппозицию.
Спустя несколько дней, однако, ”Грузинская мечта” дала задний ход. 28 августа спикер парламента Ираклий Кобахидзе подтвердил готовность партии возобновить переговоры, если оппозиция составила список пунктов, от которых в целом зависит поддержка проекта. В свою очередь Гоциридзе объяснил это неоднократными ”очень негативными реакциями”, которые по его предположению ”Грузинская мечта” получила от западных партнеров в отношении того, что дальнейшие переговоры ”невозможны” из-за упрямства оппозиции. Он добавил, что ”никто не верит, что власти готовы к переговорам. Это просто еще одна попытка защитить большинство от обвинений, если заседание Венецианской комиссии провалится”.
Возможен ли компромисс?
Некоторые наблюдатели предположили, что основные оппозиционные партии, в частности, ЕНД и ”Европейская Грузия”, которая откололась от ЕНД в начале этого года, не заинтересованы в достижении консенсуса в свете их последовательной оппозиции инициативам ”Грузинской мечты”, возможно, в надежде получить выгоду от поляризации политического ландшафта. Кроме того, по мнению аналитика Рамаза Сакварелидзе, они не выиграют от перехода к полностью пропорциональной системе, в то время как более мелкие партии выиграют только в том случае, если ”Грузинская мечта” внесет поправки в проект с целью отменить отказ от избирательных блоков. (По имеющимся сообщениям, это была одна из уступок, на которую ”Грузинская мечта” готова была пойти.)
Бывший спикер парламента Давид Усупашвили накануне заявления ”Грузинской мечты”, сделанного 1 сентября, сообщил о своих сомнениях в том, что обе стороны могут достигнуть консенсуса. Как и ожидалось, некоторые оппозиционные партии, в том числе и ЕНД возложили вину за провал переговоров на ”Грузинскую мечту”. Другие придерживаются более тонкого подхода. Лидер внепарламентской партии ”Новые правые” Мамука Кацитадзе уверен, что ”ответственность за неудачу диалога под эгидой Венецианской комиссии лежит на правящей партии и частично на парламентской оппозиции, которая заявила, что примет участие в заседании только при условии, что ”Грузинская мечта” объявит о том, на какие уступки она готова пойти”.
Секретарь Венецианской комиссии Томас Маркерт тоже считает, что было бы ошибкой обвинять только одну сторону, учитывая, что каждый искренне хотел достичь консенсуса, хотя и на своих условиях. Он предположил, что ”Грузинская мечта” внесет изменения в проект до окончательного чтения.
Президент Венецианской комиссии Джанни Букиккио выступил с заявлением разочаровании неспособностю двух лагерей прийти к соглашению: ″Теперь им следует возобновить переговоры с целью достижения широкого консенсуса посредством продуктивного диалога, и больше нет необходимости участия Венецианской комиссии в этом процессе. Мы ожидаем получить в ближайшее время от грузинских властей пересмотренный проект конституции и выскажем свое мнение о нем в течение одного месяца на октябрьском пленарном заседании”. Букиккио также выразил надежду, что парламент Грузии включит комментарии и предложения Венецианской комиссии в проект, прежде чем передать его на третье и окончательное чтение.