Выведут ли США войска из Сирии: взгляд из-за океана
Читать на сайте Вестник КавказаПо мере того, как возглавляемая США коалиция активизирует кампанию по уничтожению ИГИЛ (запрещена в России) в Сирии, администрация Трампа решает вопрос, оставлять ли американские войска в САР после того, как джихадисты потерпят поражение, или вернуть их домой. Ответ на этот вопрос ищет Newsmax в статье When ISIS Defeated, Should Trump Leave Troops in Syria?
Дилемма напоминает ситуацию, с которой Барак Обама столкнулся в Ираке в 2011 году: риски и выгоды схожи. Дональд Трамп, как и его предшественник, выразил скептицизм по поводу постоянного присутствия американского контингента на Ближнем Востоке. Но вывод войск США с баз восточнее Евфрата создаст вакуум, который может спровоцировать этническую резню, региональные опосредованные войны и новую волну джихадистского насилия. Военные и гражданские должностные лица, которые имеют отношение к американской политике в Сирии, предлагают оставить около 1000 военных в составе Сил специальных операций, которые могли бы продолжать обучать и консультировать, а также сдерживать сирийских курдских ополченцев, ставших ключевым партнером Америки в борьбе против ИГИЛ. Но этот союз с курдами вызывает вопросы, как внутри Сирии, так и за ее пределами.
На данный момент политическая карта Сирии выглядит как лоскутное одеяло. Она представлена различными группами, контролируемыми конкурирующими группами и их покровителями. США и их курдские партнеры доминируют к востоку от Евфрата. Сирийский режим с его российскими и иранскими союзниками контролирует обширный центр страны; турецкие силы контролируют полосу вдоль северной границы; а иорданско-российское соглашение о ”деконфликтной зоне” улучшило ситуацию на юго-западе.
Если Сирия не будет воссоединена под руководством президента Башара Асада, то страна будет разделена на зоны влияния в ожидании политического переходного процесса, который поможет восстановить легитимность и авторитет нового центрального правительства в Дамаске.
Американская часть этой головоломки находится к востоку от Евфрата. Сирийские курды, известные как YPG, консультации которым давали элитарные американские силы, а поддержка оказывалась военно-воздушными силами США, захватывали эту область в течение последних трех лет. Примерно через шесть недель ожидается захват столицы ИГИЛ Ракки. По мере продвижения курды привлекали союзников-суннитов в более широкую коалицию, известную как Сирийские демократические силы )СДС).
Многие критикуют военный альянс, который привел к возникновению СДС. Суннитская сирийская оппозиция опасается, что курдские ополченцы хотят создать независимое государство, а соседняя Турция считает их террористами. Но успех битвы порождает собственный политический импульс - продвижение США и СДС способствовало возникновению эффекта присоединения к большинству. Сейчас суннитские оппозиционные группы стремятся сражаться вместе с курдскими отрядами под общим руководством США. Готовность работать в тандеме с курдами была озвучена Риядом Хиджабом, главой сирийской оппозиционной коалиции, известной как Высший комитет по переговорам. В недавнем интервью он сказал, что его сторонники хотят ”сражаться против ИГИЛ и других террористических групп, вместе с СДС, одновременно ведя независимую борьбу на отдельных фронтах”. Хиджаб заявил, что до 5000 человек из суннитских оппозиционных сил готовы присоединиться к США и СДС для освобождения Дейр-эз-Зора, следующего большого города в долине Евфрат к юго-востоку от Ракки. Суннитские оппозиционные группы, по-видимому, предпочитают сотрудничать с курдами, а не с режимом Асада.
Американские официальные лица удовлетворены тем фактом, что Хиджаб и другие лидеры оппозиции хотят присоединиться к борьбе в долине Евфрата. Но по их словам новобранцы не готовы к тяжелым боевым действиям, и почти наверняка Дейр-Эз-Зор будет взят 10 тысячами сирийских войск, уже находящимися в городе, к которым присоединились силы режима, движущиеся на восток при поддержке России и Ирана. Иранское присутствие беспокоит некоторых должностных лиц США, но они говорят, что контроль режима над Дейр-Эз-Зором, вероятно, неизбежен.
По словам американских командиров, реальный стратегический приз расположен дальше на юг. Они говорят, что, как только Ракка будет в безопасности, войска СДС (к которым присоединятся все другие арабские силы) будут продвигаться к нижней долине Евфрата, к югу от Дейр-эз-Зор. США надеются, что иракские силы, находящиеся по другую сторону границы помогут пошатнуть иранскую власть в этом районе.
Что будет дальше? Частично это зависит от того, останутся ли военные советники США в восточной Сирии. Американские чиновники считают, что если они останутся, то смогут обуздать амбиции курдов в вопросе независимости, предотвратить турецкое вмешательство и призвать суннитскую оппозицию сотрудничать со всеми сторонами. Будущее присутствие в США ”будет иметь большое значение”, говорит Хиджаб. А если военные покинут страну? С подобным развитием событий мы уже сталкивались раньше.