Юрий Рогулев: "США закрывают символ российско-американских отношений"
Читать на сайте Вестник КавказаНакануне США сделали еще один агрессивный шаг в войне против российской дипломатической миссии: Госдепартамент потребовал в срок до 2 сентября закрыть генеральное консульство РФ в Сан-Франциско и освободить помещения российских торговых представительств в Вашингтоне и Нью-Йорке. О том, что означает этот шаг для российско-американских отношений, "Вестник Кавказа" побеседовал с директором Центра изучения США имени Рузвельта при МГУ имени М. В. Ломоносова Юрием Рогулевым.
- Юрий Николаевич, по вашей оценке, насколько закрытие генконсульства в Сан-Франциско усложнит жизнь россиян на западном побережье США?
- Хотя я не знаю всей статистики, но понятно, что Калифорния – это один из штатов с наибольшим количеством российских граждан и русскоязычного населения, включая представителей и старой, и новой русской иммиграции. Поэтому, конечно, закрытие генконсульства существенно, тем более что оно было одним из первых: российская дипмиссия там открылась еще в начале XIX века, когда там функционировал Форт-Росс, а само консульство работало в Сан-Франциско с 1852 года. То есть это исторически сложившийся район связи России с Соединенными Штатами, и закрытие именно этого генконсульства в какой-то мере символично, с негативным оттенком.
В целом, наши консульские службы в США работают достаточно эффективно и создают по возможности минимум неудобств для россиян, к примеру, работают с документами по почте, без личной явки. Единственное затруднение, которое наверняка теперь возникнет – это увеличение сроки обработки всех запросов, ведь одно дело – отправить документы в своем штате, и другое дело – пересылать их в Сиэтл или Нью-Йорк. Теперь взаимодействие с консульствами будет занимать несколько больше времени.
- Каковы, в свою очередь, последствия лишения торгпредств их нынешних помещений?
- Запрет на пользование этими помещениями создаст заметные неудобства в работе торговых представительств России. Поскольку они не закрываются, им придется работать в каком-то другом месте, перестраивает свою деятельность. Тут важно обратить внимание, что ни закрытие генконсульства, ни эта мера не связаны с высылкой дипломатов, которые там работали – они все остаются в США, но теперь будут работать по-другому.
- К чему может привести этот дипломатический конфликт?
- В конечно счете, она ведет в тупик, и уж точно ни к чему хорошему. Если страны продолжат ограничение дипломатических миссий, мы можем остаться вообще с одним послом и двумя помощниками. Разве это уровень цивилизованных отношений XXI века, когда речь идет о контактах между представителями различных слоев общества –культура, наука, студенты, спорт? Сокращая свои контакты, мы лишь создаем трудности для людей. Конечно, для отношений России и США характерны взлеты и падения. Сейчас они находятся в стадии упадка, и скоро мы будем искать их дно, но лучше, конечно, смотреть вперед и вверх.
- Как на этот шаг могла бы ответить Россия?
- Ответить, безусловно, нужно, и дело не в политике зеркальных или симметричных действий, а в том, что поведение США носит недружественный, даже мстительный характер. Как я уже говорил, американцы знали, что это старейшее консульство и символ российско-американских отношений, и они учли это при принятии решения. Кроме того, российские сотрудники поставлены в очень жесткие условия: освободить помещения за двое суток, а ведь консульство дипломатической службы – это множество документов, паспортов, виз, техслужб, отделов связи, оборудования. За сутки это будет очень сложно убрать. Так что ответ России неизбежен, но надеюсь, что он будет разумным и не таким, который может вывести эту спираль конфликта на некий новый виток.
- Возможен ли сейчас выход из тупика, куда ведет закрытие генконсульства?
- Выхода я, к сожалению, пока не вижу, потому что позиция американской стороны имеет четко направленный курс на ухудшение отношений с Россией. Если у одной стороны желания улучшать отношения нет, то в двустороннем взаимодействии добиться этого невозможно. Пока не сменится курс, не уляжется вся эта муть, лучше не станет. Я считаю, что фокус на российский фактор – это крупнейшая стратегическая ошибка США после пробирки Колина Пауэлла. Кто был инициатором и в связи возникла идея давить на российский фактор, уже трудно сказать, но это в любом случае ошибочная позиция. И когда-нибудь эту ошибку Вашингтон будет вынужден признать, как и в случае с Ираком.