Иран соблюдает ядерное соглашение, и это проблема для Трампа

Читать на сайте Вестник Кавказа

Через несколько дней международные наблюдатели обнародуют отчет об инспекции ядерных объектов Ирана, запустив тем самым цепочку событий, которые могут привести к очередному столкновению между президентом США Дональдом Трампом и конгрессменами-республиканцами, или даже его собственными главными советниками.

Как пишет «Нью-Йорк таймс» в статье If Report Says Iran Is Abiding by Nuclear Deal, Will Trump Heed It?, в докладе сухим, изобилующим техническими терминами языком, Международное агентство по атомной энергии сообщит, что Иран в значительной степени придерживается условий ядерного соглашения 2015 года. Именно с этого и начнутся проблемы для администрации Трампа. Независимо от того, что будет написано в докладе, Трамп уже заявил, что ожидает от Ирана нарушения сделки к октябрю, добавив: ″Если бы это зависело от меня, я бы признал нарушения еще 180 дней назад”. Такое заявление может положить конец ядерной сделке, согласно которой в течение 15 лет вводятся строгие ограничения на ядерную деятельность Ирана в обмен на освобождение от санкций. Трамп, который назвал пакт вопиющей уступкой Ирану, имеет право выйти из соглашения и наложить санкции на Тегеран.

Сенаторы-республиканцы сигнализировали о проблемах в связи с клятвой президента разорвать соглашение, а его собственные советники по безопасности рекомендуют сохранить сделку. В свою очередь, Белый дом серьезно рассматривает альтернативы, которые не позволят отказаться от соглашения. По одному из вариантов администрация Трампа может заявить, что Иран нарушает условия сделки, но при этом подчеркнуть, что Соединенные Штаты намерены сохранить соглашение в силе и не будут немедленно налагать санкции. В этом случае у Конгресса будет 60 дней для самостоятельного решения вопроса о том, следует ли повторно ввести ядерные санкции. Многие республиканцы на Капитолийском холме не горят желанием столкнуться с подобной ситуацией, несмотря на их решительные возражения против сделки два года назад.

Сенатор Боб Коркер, республиканец от штата Теннеси и председатель комитета по международным отношениям, который возглавил республиканскую оппозицию Сенату в отношении сделки в 2015 году, недавно заявил, что предупредил Трампа о том, что ”он может разорвать соглашение только один раз”. Если это произойдет сейчас, сказал Коркер, начнется кризис, спровоцированный собственными руками.

В результате более двух десятков звонков в офисы противников сделки в Сенате стало очевидно, что мало кто желает публично обсуждать свои позиции. Отражая тревогу республиканцев, некоторые из групп, которые когда-то яростно выступали против сделки, теперь тоже хранят молчание. 

Пресс-секретарь Американо-израильского комитета по общественным связям, который в 2015 году провел многомиллионную национальную рекламную кампанию против сделки, отказался отвечать на вопросы о том, хочет ли сегодня организация разрыва сделки. Марк Дубовиц, исполнительный директор Фонда защиты демократий, еще одной группы, которая пыталась противостоять сделке с Ираном, заявил, что не хочет, чтобы соглашение было окончательно отменено.

Сенатор Ричард Дурбин, демократ из Иллинойса, который прилагал усилия по сохранению сделки в 2015 году, сравнил политику вокруг соглашения с Законом о доступной медицинской помощи: ”Это очередная ситуация, при которой жаркая риторика кампании разваливается, когда дело доходит до Сената”.

Тем не менее некоторые противники пакта по-прежнему жаждут его расторжения. ”Не думаю, что мы получаем большую выгоду от сделки, поэтому если она будет отменена, я не расстроюсь”, - сказал сенатор Том Коттон, республиканец из Арканзаса.

Администрация Трампа пересматривает свою политику в отношении Ирана. В середине июля Трамп с неохотой согласился подтвердить, что Иран по-прежнему соблюдает соглашение, но предупредил свою команду безопасности о том, что он не будет продолжать поддерживать соглашение неопределенное время. 

В то же время должностные лица администрации подчеркнули, что намерены ужесточить исполнение соглашения и применить новые санкции в отношении поддержки Ираном терроризма и других дестабилизирующих действий. Однако высшие советники по национальной безопасности, в числе которых  государственный секретарь Рекс Тиллерсон, министр обороны Джим Мэттис, советник по национальной безопасности, генерал-лейтенант Г.Р. Макмастер, и председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Джозеф Ф. Данфорд младший призвали Трампа сохранить сделку.

Другие стороны соглашения, включая Великобританию, Китай, Францию, Россию и Германию, ясно заявили о том, что считают сделку эффективной,  некоторые даже отправили дипломатов на Капитолийский холм, чтобы предупредить о том, что разрыв соглашения приведет к изоляции Соединенных Штатов. Приверженность европейцев сделке побудила некоторых противников соглашения попытаться создать обстоятельства, которые могли бы заставить самих иранцев отказаться от выполнения условий сделки.

После того как администрация Трампа ввела новые санкции против Ирана в отношении программы разработки баллистических ракет, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что санкции могут нарушить условия соглашения. Совсем недавно Хасан Рухани, президент Ирана, сказал, что если американское правительство наложит дополнительные санкции на Тегеран, ядерная программа его страны может быть возобновлена в течение нескольких часов.

Американский представитель США при ООН Никки Р. Хейли в среду посетила расположенную в Вене штаб-квартиру  Международного агентства по атомной энергии. Тогда Зариф предположил, что поездка Хейли предназначена для того, чтобы посеять сомнения относительно жизнеспособности соглашения. В заявлении, опубликованном после встреч в Вене, Хейли выразила признательность за работу ядерных инспекторов и ”отметила, что доступ к объектам в Иране будет иметь решающее значение для выполнения данного мандата”. 

Марк Дубовиц из Фонда защиты демократий входит в число тех, кто подталкивает администрацию Трампа к тому, чтобы скомпрометировать Иран, при этом сохранив сделку. ”Я поделился своими идеями с высшими чиновниками в администрации, и думаю, что существует возможность пойти по третьему пути”, - сказал он. По словам Дубовица, выход из сделки ”даст Ирану возможность изобразить пострадавшую жертву и оттолкнет европейцев”. Важность исключения Ирана, по его словам, заключается в том, что это поможет  ”создать досье” против небольших нарушений Ираном условий сделки.

Но Аарон Дэвид Миллер, бывший аналитик и переговорщик Госдепартамента по Ближнему Востоку, назвал стратегию Дубовица ”троянским коньком, который расшатывает сделку”. ”Единственная трактовка данного метода - это издевательство над Ираном с целью вывести его из сделки”, - сказал Миллер.

Ричард Дурбин сказал, что отказ от сделки без каких-либо доказательств того, что Иран серьезно нарушил условия, нанесет ущерб авторитету США во всем мире, и гарантирует, что Северная Корея откажется пройти аналогичный  переговорный путь, чтобы положить конец своей собственной ядерной программе, что является главной целью Тиллерсона на сегодняшний день.  ”Если президент допустит, чтобы это произошло без каких-либо доказательств нарушения, он поставит под сомнение доверие к Соединенным Штатам не только в отношении Ирана, но и Северной Кореи, - сказал Дурбин. - Это не в интересах США”.