Салис Каракотов: ″Россия еще не реализовала свой потенциал по производству зерна″
Читать на сайте Вестник КавказаВ этом году Краснодарский край стал абсолютным лидером в стране по урожайности зерновых культур: впервые в России в отдельных районах был собран урожай зерновых второго класса качества. О внедрении инновационных селекционных достижений в сельхозпроизводство ″Вестнику Кавказа″ рассказал академик РАН, доктор химических наук, генеральный директор ЗАО «Щелково Агрохим» Салис Каракотов. Под его руководством и при непосредственном участии разработаны научные основы создания и промышленного производства новых видов современных химических средств защиты растений.
- Салис Добаевич, Краснодарский край стал рекордсменом, а как обстоят дела в других республиках Юга России и Северного Кавказа, экономика которых ориентирована на АПК?
- Этот год стал успешным для Ставропольского края, Карачаево-Черкесии, и Кабардино-Балкарии и других республик. Наша компания «Щелково Агрохим» занимается там возделыванием основных сельскохозяйственных культур. Итоги этого года будут абсолютно рентабельными по всем видам культур. Чуть-чуть пострадают от засухи поздние культуры, но зерновые культуры уже убраны и показывают тоже высокий урожай.
Северный Кавказ ориентирован на производство зерновых культур, и значительное количество экспортной составляющей зерновых в Ставропольском и Краснодарском краях, также туда подтянется и Ростовская область. Этот год показывает рекордные урожаи, хотя может быть чуть меньше зерна третьего класса и чуть больше четвертого класса. Хотя четвертый класс – это экспортное качество, третий класс – тем более экспортное качество.
Наша компания поставляет средства защиты растений во все регионы Северного Кавказа. И мы видим там везде рост потребления защитных продуктов, стимулирующих продуктов, микроудобрений. Словом, о Северном Кавказе в этом году можно не беспокоиться с точки зрения развития растениеводства.
- С Южным Кавказом вы работаете?
- Естественно. Мы поставляем эти же средства управления урожаем в Армению, в Азербайджан. Грузия больше ориентирована на виноградарство и овощеводство. А, например, Азербайджан, который выращивает зерновые, сахарную свеклу, корнеплодные культуры, получает от нас средства химизации. Так же и Армения, кстати. Кроме того, нашими технологиями пользуются и Казахстан, и Таджикистан, и Туркменистан, и Узбекистан. Среднеазиатские республики приобретают кубанские сорта пшеницы для возделывания.
Бережная защита растений играет огромную роль. Чем более высокоэффективная культура, чем более высокоурожайная, тем больше у нее врагов. Чем больше урожайность пшеницы, тем больше к ней стремятся сосущие, грызущие и портящие урожай насекомые, болезни. Более высококультурные нуждаются в большей защите. Поэтому мы работаем со всеми бывшими республиками Советского Союза кроме Прибалтики и Грузии. Кроме того, потребителем российских технологий защиты растений остается Монголия.
- Удалось ли вывести какие-то новые культуры, экзотические, которые можно выращивать в России?
- У нас появилась такая экзотическая культура как нут. Она популярна во всех азиатских странах, на Индийском полуострове. Эта культура оказалась пригодной для возделывания в южных регионах России, а также в Поволжье. Поначалу мы не были готовы к тому, чтобы она давала стабильный урожай, потому что не было систем химической защиты, не было районированных систем питания, удобрения, обеспечения микроэлементами. Сейчас этому всему мы учимся. Площади посева нута растут и имеют огромный экспортный потенциал. Эта культура уже дает экспортную выручку.
Забытая чечевица, очень полезная для здоровья, возвращается в обиход. Еще есть такая бобовая культура как чина. Горох стал пользоваться огромным экспортным спросом и интересом у сельхозтоваропроизводителей с точки зрения семеноводства. У нас кроме своего завода по производству средств защиты растений и микроэлементов есть также собственное хозяйство в Орловской области, где мы в этом году на одном из сортов пшеницы получили 95 центнеров благодаря системам управления урожаем.
Стоит упомянуть о такой культуре как полба. Она упомянута у Пушкина в ″ Сказке о попе и о работнике его Балде″ как культура для бедняков. Но сегодня она становится культурой для изысканного потребления. Такие культуры тоже нуждаются в системах управления урожаем. Мы должны находить новые системы защиты и управления развитием этих культур как химики. Если бы не было бережного химического участия, рекордов кубанских урожаев было бы невозможно достичь. Системы управления урожаем, системы его защиты дают основания утверждать, что мы правильным путем идем, и Россия еще не достигла своих высоких потенциалов по производству зерна. А зерно миру нужно. У нас тут перепроизводство, мы экспортируем 30 миллионов тонн, однако в Африке есть голодающие страны. Думаю, на международном уровне все-таки будет решаться проблема обеспечения их едой, и, соответственно, мы будем к тому времени вполне готовы производить колоссальный урожай.