Цель и средства

Читать на сайте Вестник Кавказа

Главным достижением грузинского президента Михаила Саакашвили считается успешная борьба с коррупцией. Однако опыт свидетельствует о невозможности быстрого решения проблем в этой сфере. Оппоненты властей инкриминируют им «фасадность», кампанейщину, нарушение прав человека и двойные стандарты в процессе борьбы с коррупцией. ВК спросил известных грузинских политиков, насколько успешна эта борьба, и какую цену за нее платит общество.

Леван Бердзенишвили, диссидент советской эпохи, один из лидеров оппозиционной Республиканской партии:

В первую очередь, когда мы говорим о целях и средствах, я должен отметить, что и цели-то не были достигнуты. Взяточничество на низком уровне действительно истреблено, но «большая» коррупция процветает. Высшие должностные лица коррумпированы. Президент Саакашвили обещал, что если мы найдем в его окружении хоть одного человека, который при нем стал миллионером, то он подаст в отставку. Сейчас, по нашим данным, все его министры миллионеры. Так что, в этом плане мы ничего не достигли.
Но если бы даже достигли?! Какую цену мы за это заплатили?! Выброс негативной общественной энергии, аресты, расстрелы и так далее. Права человека принесены в жертву «великой идее». На самом деле, «борьба с коррупцией» - кодовое название операции по укреплению власти. Коррупция была вытеснена из быта, но перенесена в другие сферы.
Если человек захочет начать в Грузии бизнес, то он сразу становится частью новой, изощренной коррупции. Речь идет о серьезных деньгах. Новые коррупционеры строят четырехэтажные особняки. Почему министр внутренних дел Грузии Мерабишвили стал миллионером? Почему сам Саакашвили стал миллионером? Ведь до прихода к власти у них не было ни копейки.
Помните, как Саакашвили, будучи в оппозиции, размахивал на заседании правительства фотографиями особняков коррумпированных чиновников? Но те строения - просто домики по сравнению с нынешними дворцами. Посмотрите на новый президентский дворец, который построил Саакашвили – он вмещает несколько американских «белых домов». Разве это не коррупция?
То есть, у нас была не борьба с коррупцией, а смещение акцентов, показуха для международных наблюдателей. Все те, кто в Грузии занимается бизнесом, даже получая доход два доллара в день, уже участвуют в коррупции. Я, например, получаю пенсию как бывший член парламента. У меня нет никаких иных доходов, нет бизнеса, а значит, нет и шансов включиться в коррупцию. А те люди, кто занимается бизнесом, постоянно платят Единому национальному движению. Вот сейчас прошли выборы в местные органы власти. Скором мы узнаем, сколько бизнесмены внесли в фонд правящей партии в качестве «пожертвований». И вы убедитесь, что именно те бизнес-группы, которые получали заказы от государства, побеждали в различных тендерах, стали главными спонсорами ЕНД. Речь идет об обычной коррупции и обычных «откатах».
Если мы об этом спросим у конкретных людей, они все будут отрицать. Часто говорят, что в Грузии высок уровень доверия к полиции. Недавно он действительно был высок, поскольку людям нравился, например, патруль, который появился вместо ГАИ. Но после 7 ноября 2007 года, когда полиция разогнала акцию оппозиции на проспекте Руставели, все встало на свои места. Люди поняли, что полиция - за Саакашвили, а не за народ. Значит, полицейские могут делать все что угодно, и им за это ничего не будет. Это и есть коррупция.

Давид Дарчиашвили, депутат парламента от правящей партии Единое национальное движение»:

О том, что борьба с коррупцией в Грузии не фасадная, а настоящая, свидетельствуют «индекс коррупции», а также оценки таких уважаемых зарубежных организаций как Transparency International и так далее. Грузия поднялась на много ступеней вверх в рейтингах борьбы с коррупцией. Что касается утверждений оппозиции об «элитной коррупции», разговоров о том, что «финансирование в рамках закона бизнесом политических партий – коррупция», то они просто несерьезны. Пусть наши коллеги внятно объяснят, что они имеют в виду, поскольку многие высокопоставленные чиновники, в том числе даже депутаты парламента от правящей партии были арестованы после того, как их черт попутал и они получили взятку.
Вообще-то, коррупция существует столько, сколько существует человечество и цивилизация. С этим общественным злом необходимо постоянно бороться. А нападки оппозиции на правоохранительные органы заставляют думать, что если, не дай бог, эта оппозиция прорвется к власти, коррупция вновь расцветет в нашей стране, и мы вернемся к уровню до 2003 года, когда правоохранительные органы были частью преступного мира. Особенно в части коррупции.