Грузино-иранское сближение

Читать на сайте Вестник Кавказа

В июне Грузию посетит глава дипломатического ведомства Ирана Манучехр Моттаки. Об этом в ходе визита в Тбилиси сообщил пресс-спикер иранского МИДа, член совета заместителей министра Рамин Мехманпараст. Более того, стороны не исключают и визита в Грузию президента Ахмадинеджада. Во всяком случае, приглашение иранскому лидеру от президента Саакашвили уже направлено.

Примечательно, что дипломатические шаги по сближению Тбилиси и Тегерана совпали с некоторым охлаждением отношений между Грузией и США. А ведь совсем недавно Грузия считалась ближайшим соратником Вашингтона на Кавказе. В 2008 году (еще до пятидневной войны) грузинские и иностранные СМИ сообщили об аресте в Тбилиси и экстрадиции в США иранского ученого – атомщика, сотрудничающего с исламистами, что вызвало негодование иранских властей. Вплоть до того, что дипломатические отношения между странами были, по сути, заморожены, а посольство Грузии на некоторое время вынуждено было покинуть Тегеран. Инцидент с ученым-атомщиком официально не подтверждался ни одной из сторон, поскольку Тегеран и Тбилиси не хотели афишировать конфликт.

Тем не менее, за два дня до визита в Тбилиси иранской делегации, президент Саакашвили встречал в Батуми премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана, прилетевшего в Аджарию прямо из Тегерана - после заключения нашумевшей сделки между Ираном, Турцией и Бразилией по обогащению урана. Как известно, Вашингтон счел это соглашение «недостаточным» и по-прежнему настаивает на санкциях. Но выступая на церемонии награждения Эрдогана Орденом золотого руна, Михаил Саакашвили заявил, что «Тегеранское соглашение спасло мир от смертельной угрозы». То есть, по сути, разошелся с оценкой Белого дома.

В ходе встречи пресс-спикера МИД Ирана с заместителем министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе была согласована повестка дня предстоящего визита министра иностранных дел Исламской республики. На заседании совместной комиссии по экономическому сотрудничеству планируется окончательно оформить отмену виз для граждан двух стран и обсудить перспективу иранских инвестиций в сельское хозяйство Грузии. Кроме того, Иран обещает построить несколько гидроэлектростанций и даже готов продавать Грузии природный газ - «в случае необходимости». В Тбилиси считают, что сотрудничество с Ираном может иметь негативные последствия для отношений Грузии с Западом, в первую очередь США. Об этом в интервью ВК заявил независимый политолог Георгий Хухашвили.

Георгий Хухашвили: Последние события во взаимоотношениях Тбилиси и Тегерана, это, конечно, мессидж Западу. Теоретически, если бы мы жили в других условиях и в другой стране, у кого-то могло создасться впечатление, якобы Грузия включается в глобальные процессы, разворачивающиеся вокруг Ирана. Но мне кажется, на самом деле, это всего лишь инициативы наших властей, которые пытаются взять на себя некую геополитическую роль. Но с другой стороны, это «озлобленный мессидж» Западу, который недостаточно нас поддержал во время войны с Россией. То есть идет очень опасная игра. Тем более, когда речь идет об Иране.
Я с недоумением смотрел пространное интервью главы делегации Ирана на грузинском Общественном телевидении. Он обрушился с угрозами и обвинениями, а также прямыми оскорблениями в адрес США, союзника Грузии. И такое интервью показывают по первому каналу? Подобное поведение может иметь далеко идущие последствия. Конечно, со всеми странами мы должны поддерживать хорошие отношения, но не в ущерб нашим союзникам! У меня создается впечатление, что в нашем случае речь идет не о расширении контактов, а о замещении одних контактов другими.

ВК: Говорят, совсем недавно Грузия арестовала и передала США некоего иранского гражданина, который обвинялся в сотрудничестве с исламистами в сфере ядерного терроризма…

Георгий Хухашвили: Да, я тоже слышал об этом, но, к сожалению, не знаю деталей. Это уже была другая крайность. Наши власти бросаются из крайности в крайность. Вместо поиска баланса они все время пытаются однозначно примкнуть к одному конкретному полюсу. Сбалансированная политика для них несвойственна. Она противоречит их природе, что может иметь тяжелейшие последствия для нашей государственности.

ВК: Какие выгоды может получить от сотрудничества с Ираном Грузия, например, в экономической сфере? Насколько полезным будет отмена виз?

Георгий Хухашвили: Я не думаю, что поездка в Иран для наших граждан была проблематична и без отмены виз. Иран не та страна, куда грузины особенно стремятся поехать. Но все-таки и это неплохо, кончено. Я выступаю лишь против замещения сотрудничеством с Ираном нашего сотрудничества с другими странами. Внешняя политика вообще не терпит таких потрясений, а для меня в последнее время становится непонятным, к чему стремятся наши власти. Я бы приветствовал их стремление выполнять более активную роль в решение региональных проблем, но не такими же наивными средствами. Ситуация с Ираном наглядно свидетельствует, что власти неспособны искать и находить компромиссы. В том числе в сфере внешней политики. Визит президента Ирана и предоставление трибуны для ругани в адрес США нарушают внешнеполитический баланс. Никто не отрицает, что Иран очень важный игрок. Но с этим важным игроком мы должны вести себя более ответственно, чтобы не растерять своих союзников.

В то же время бывший министр иностранных дел Грузии (1995-2003) Ираклий Менагаришвили не разделяет это мнение. «Я бы не стал делать столь далеко идущих выводов, - заявил ВК господин Менагаришвили. - Иран наш сосед, наши отношения насчитывают несколько тысячелетий и мы всегда пытались выстроить с ним нормальное сотрудничество. Пока сотрудничество нынешних грузинских властей с этой страной не выходит за обычные рамки».