Иран и Азербайджан активизируют сотрудничество на Каспии

Читать на сайте Вестник Кавказа

Иран надеется, что экономические отношения с иностранными инвесторами позволят ему использовать свои огромные запасы нефти и газа в Каспийском море, где в течение последних четырех десятилетий страна в значительной степени отставала. В марте управляющим KEPCO (Khazar Exporationand Production,входящей в состав госнефтекомпании Ирана Nioc) , которая курирует разработку месторождений в иранском секторе Каспийского моря, назначен Мохсена Делавиз. Масштабная реструктуризация Nioc началась после снятия в январе 2016 года международных санкций в отношении Ирана. 

В начале этого года Nioc включила три разведочные площади на Каспии, а также проект разработки месторождения ″Сардар-Джангал″, в список проектов, которые могут разрабатываться с участием иностранных инвесторов на условиях IPC (Иранский нефтяной контракт). ″Сардар-Джангал″ открыто в 2011—2012 годах, запасы месторождения оцениваются в 2 млрд баррелей легкой нефти и 50 трлн кубов газа. Реализация проекта затянулась из-за санкций, которые ограничивали доступ к технологиям и финансированию проектов на Каспии. Теперь  речь идет о сотрудничестве Ирана и Азербайджана в плане разработки этого месторождения. У обеих стран уже есть успешный опыт подобного взаимодействия. Речь идет о разработке азербайджанского газоконденсатного месторождения "Шахдениз" (объем запасов в 1,2 триллиона кубических метров). В проекте "Шахдениз" Иран в лице компании Nioc имеет долю в десять процентов. Напомним, что контракт на разработку морского месторождения "Шахдениз" был подписан еще в 1996 году. Участниками соглашения выступили: BP (оператор) — 25,5%, Statoil — 25,5%, Nico — 10%, Total — 10%, Lukoil — 10%, TPAO — 9%, SOCAR — 10%.

Как пишет Financial Tribune в статье Iran Keen to Seize Caspian Sea Oil, Gas Opportunities со ссылкой на Рамина Ходафарина, директора по международным делам добывающей компании KEPCO, государственное предприятие работает над привлечением иностранных компаний, чтобы помочь удовлетворить энергетические стремления Ирана в крупнейшем в мире замкнутом водоеме. ”С учетом запасов углеводородов в Каспийском регионе, а также с помощью инноваций и опыта KEPCO в глубоководных проектах, мы стремимся начать переговоры с авторитетными международными компаниями и использовать их финансы и технологии для технических исследований, разведки и добычи в Каспийском море”, - заявил Ходафарин.

Недавно в KEPCO создан комитет по ускорению переговоров с иностранными специалистами, состоящий из представителей юридических, добывающих, инженерных и строительных, финансовых и международных департаментов KEPCO. Он работает над контрактной моделью, которая может быть использована в качестве основы для разработки проектов по разведке и добыче в Каспийском море. ”Мы связались с некоторыми компаниями, которые проявили интерес к нефтяным проектам Ирана и попросили их активизировать переговоры”, - сказал Ходафарин.

Согласно энергетической карте Ирана, инвестиции в нефтяные и газовые месторождения в основном сосредоточены в южных регионах, где находится общее с Катаром гигантское газовое месторождение "Южный Парс" в Персидском заливе и несколько нефтяных месторождений на границе с Ираком. Иран в прошлом месяце подписал соглашение на сумму $5 млрд  с французским энергетическим гигантом Total для разработки 11 этапа месторождения "Южный Парс", и теперь надеется сделать аналогичные шаги в своих долгосрочных проектах в Каспийском море.

Сообщается, что официальные представители нефтяной отрасли Азербайджана выразили заинтересованность в сотрудничестве с KEPCO по разработке газового месторождения ”Сардар Джангал”. Эксперты считают, что это может стать первым крупным проектом по разработке нефтегазовых месторождений Ирана в Каспийском море, поскольку страна уже добилась прогресса в изучении геологических структур месторождения и его запасов. ”Вероятно, месторождение "Сардар Джангал" будет разрабатываться в рамках Иранского нефтяного Ирана”, - сказал генеральный директор KEPCO Мохсен Делавиз, имея в виду новые договорные обязательства Тегерана по разработке нефтяных и газовых месторождений. По словам Делавиза, азербайджанские, британские, голландские и норвежские нефтяные компании подали заявки на совместные с KEPCO предприятия в Каспийском регионе.

По данным Ассоциации энергетической информации США, в период с 2000 по 2012 год Туркменистан добыл более 70 миллиардов кубометров природного газа из Каспийского бассейна, за ним следуют Россия, Казахстан и Азербайджан. Иранское производство не было представлено.

Каспийский регион, один из старейших нефтедобывающих районов в мире, становится все более важным источником глобального производства энергии. Проверенные и вероятные запасы составляют приблизительно 48 миллиардов баррелей нефти и более 8 триллионов кубометров природного газа.