Иран усиливает давление на иракских курдов

Читать на сайте Вестник Кавказа

Иран и Региональное правительство Курдистана (КРГ) оказались втянутыми в жесткую полемику накануне приближающегося референдума по независимости иракского Курдистана. Обе стороны завуалировано угрожают друг другу, и если их слова воплотятся в жизнь, это будет иметь серьезные последствия для стабильности в регионе. Как пишет Al- Monitor в материале Iran steps up pressure on Iraqi Kurds to halt referendum, иранцы тесно сотрудничают с курдами, чтобы подорвать авторитет центрального правительства Ирака, поэтому нельзя ожидать, что они будут непреклонны в вопросе сохранения государственной власти любой ценой.

Однако, по словам Нарима Дабага, представителя КРГ в Иране, ситуация сейчас напряженная. Дабаг, который сопровождал делегацию своей партии, Патриотического союза Курдистана (ПСК) на встречах 17 июля с иранскими официальными лицами, сказал в интервью Al-Monitor: ”Иранцы заявляют, что они за территориальную целостность Ирака, и сделают все, чтобы сохранить ее”. Дабаг хорошо разбирается в иранской политике, так как работал в Тегеране в течение последних четырех десятилетий в качестве курдского представителя. ”Я лично считаю, что проведение референдума без одобрения Багдада и соседних стран вызовет проблемы”.

Другой источник, знакомый с тематикой заседаний ПСК в Тегеране, на условиях анонимности сообщил Al-Monitor, что иранцы разозлились из-за референдума и напомнили курдам об их глубоких взаимных связях и о том, как Иран помогал им в критических ситуациях с 1975 года. Он стал первой страной, которая в августе 2014 года укрепила  оборону Ирака против ИГИЛ (запрещена в России). ”Пока вы не будете проводить референдум, мы сделаем все для вас в Ираке. Мы поможем вам осуществить положения статьи 140 [Конституции Ирака о спорных территориях и Киркуке] и заставим Багдад восстановить вашу долю в бюджете [иракского центрального правительства]”, - сказал высокопоставленный иранский чиновник. Однако, если вы будете настаивать на проведении референдума, мы сделаем все возможное, чтобы остановить его. Вы даже не можете себе представить, что мы можем сделать”, - предупредил иранский чиновник, отчитав делегацию ПСК.

Иранские официальные лица были более сдержанными в своих публичных заявлениях, но такими же конкретными. Секретарь Высшего совета национальной безопасности Али Шамхани предупредил, что референдум о независимости стал ″заговором некоторых стран, решивших разделить Ирак″. ”Референдум изолирует и усилит давление на курдов Ирака, и это подорвет положение Курдистана и, в конечном счете, всего Ирака”.

В тот же день глава штаба вооруженных сил Ирана генерал-майор Мохаммад Багери сказал: ”Референдум в Курдистане неприемлем для соседей Ирака, сохранение независимости и территориальной целостности Ирака отвечает интересам всех этнических и религиозных групп”. Однако на своих встречах в Тегеране делегация ПСК заявила, что решение о проведении референдума было коллективным решением, принятым курдскими партиями. Делегация заверила иранцев,  что передаст сообщение Тегерана другим сторонам. 30 июля во время второго заседания комитета референдума Курдистана, ПСК передала послание оппозиции из Тегерана. Реакция основной партии, возглавляющей голосование, Демократической партии Курдистана (ДПК), была ясной.

”Мы не будем откладывать референдум ни на одну минуту и не начнем его ни часом ранее. В 8 часов 25 сентября люди проголосуют”, - сказал членам комиссии председатель ДПК и де-факто президент КРГ Масуд Барзани. Похоже, что Барзани, срок полномочий которого в качестве президента иракского Курдистана истек два года назад, изо всех сил пытается разрешить внутренние курдские споры, одновременно отправляя послания странам, которые выступают против референдума. На встрече 30 июля Барзани отказался от противостояния возобновлению парламента и даже согласился обсудить спорный вопрос о президентстве, который был в центре конфликта между его партией и Движением за изменение (Горран), чьих министров возглавляемое КРГ правительство уволило в октябре 2015 года. Неясно, сумеет ли Барзани убедить Движение за изменение поддержать референдум, учитывая глубокую враждебность, существующую между двумя сторонами.

Возможно, Иран рассчитывает на ПСК, с которым у него сильные и давние связи. Но если Движение за изменение согласится поддержать референдум, ПСК окажется в сложном положении. Чтобы избежать политического самоубийства, так как подобный сценарий оставит ПСК без выбора, ему придется остановить процесс. На самом деле, средства массовой информации, связанные с ДПК, уже называют всех, кто выступает против голосования предателями. Маловероятно, что Тегеран не знает об этой динамике и о ее влиянии на ближайшего союзника в иракском Курдистане.

По мере приближения референдума ожидается, что напряженность будет расти. ”Это наше право, и мы будем защищать его... Когда Курдистан станет независимым, если на нас нападут ... мы готовы отдать свою жизнь, чтобы защитить его... Мы надеемся, что эти соседние страны не будут противостоять пожеланиям курдского народа”, - Адхам Барзани, один из руководителей ДПК и двоюродный брат Масуда Барзани, сказал в интервью Kurdistan.

Тем не менее следует ожидать, что Иран продолжит оказывать давление на курдов с целью отменить референдум, отчасти из-за беспокойства, что независимое курдское государство на севере Ирака повлияет на 8-миллионную курдскую общину Ирана, которая сражалась за независимость в 1980-х годах. По этой причине делегация Корпуса стражей Исламской революции, Силы Кудс, тайно прибыли в Иракский Курдистан 30 июля и встретилась со всеми сторонами, включая Масуда Барзани, премьер-министра Нечирвана Барзани и высших должностных лиц ПСК. Один из источников, который знаком с содержанием встреч, сообщил Al-Monitor, что иранская делегация вновь высказалась против референдума. Однако источник добавил, что иранцы также настаивали на том, что в случае отмены или отсрочки голосования Масуд Барзани не должен терять лицо.