Антироссийские санкции: угрозы и парадоксы
Читать на сайте Вестник КавказаЗакон о новых санкциях в отношении России, КНДР и Ирана принятый палатой представителей конгресса США и одобренный сенатом, теперь должен подписать президент Дональд Трамп. У него есть право вето, но конгрессу не составит труда его преодолеть. Законопроект предполагает, что президент США может наложить санкции на лиц, намеренных вложить в строительство российских экспортных трубопроводов более 5 миллионов долларов за год или миллион долларов единовременно или предоставить проектам услуги, технологии, оказать информационную поддержку. При этом США продолжат противодействовать строительству газопровода "Северный поток-2".
Руководитель Центра проблем энергетической безопасности Института США и Канады РАН Андрей Корнеев убежден, что законопроект нацелен на то, чтобы создать РФ максимальные трудности в реализации тех направлений, которое она рассматривает как укрепление экономического и политического суверенитета:
- В документе отмечено, политика США состоит в поддержке Украины и в противодействии всем действиям РФ, которые можно рассматривать как враждебные в этом плане.
- В законопроекте подчеркивается непринятие и недопустимость включения Крыма в состав РФ.
- Документ предусматривает целый ряд мер, и финансовых, и организационных, и налоговых, по реформированию энергетического сектора Украины и по уменьшению зависимости Украины от российских энергетических ресурсов.
- Предусмотрено противодействие реализации проекта газопровода ”Северный поток-2”, однако в первую очередь для того, чтобы отсрочить возможное прекращение транзитных поставок газа через территорию Украины, как ни странно.
- Законопроект предусматривает возможность дополнительных санкций против государственных предприятий РФ, которые осуществляют операции в металлургической, горнодобывающей отраслях и на железнодорожном транспорте.
- Резко усиливаются уже действующие секторальные санкции в отношении финансового сектора РФ и всей российской энергетики в целом.
- Законопроект предоставляет право президенту США в координации с союзниками ввести санкции против и физических и юридических лиц, которые способствуют развитию и обслуживанию российских экспортных нефте- и газопроводов. Причем это не только ”Северный поток-2”, но и нефтепровод ”Дружба”.
- Проект закона предусматривает создание фонда для противодействия российскому влиянию. Уже до конца этого года туда должно быть выделено $250 млн.
- На поддержку непосредственно энергетической безопасности Украины предусматривается выделение до конца этого года $ 30 млн.
"В данном случае мы сталкиваемся не просто с попытками осложнить развитие российской энергетики. Это заявка на создание угрозы и конституционному строю страны, и суверенитету, и территориальной целостности нашей страны", - убежден Андрей Корнеев.
Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Николай Платошкин заметил, что американский законопроект был смягчен под влиянием Европы, но всех волнует судьба проектов ”Турецкий поток” и ”Северный поток-2”. "Эти проекты действующие, то есть, под новые санкции не подпадают. Может получиться весьма смешная ситуация. В законе содержится требования к украинцам либерализировать внутренний рынок газа. Если Украина это сделает, то цены у них вырастут. Но главное, если какие-то компании (западные, американские) будут модернизировать транзитную и газовую систему Украины, то они подпадут под санкции США, потому что эти газопроводы пока используются для экспорта российского газа".
По словам Платошкина, в законе есть две санкции, которые и сейчас уже могут действовать: "Это запрет на инвестиции в новые проекты по экспортным газопроводам РФ на сумму более $5 млн в год. То есть, если какая-то иностранная компания вложит более $5 млн в год в экспортный газопровод РФ, она подвергнется санкциям. Подчеркну, что это касается и Украины. Кроме того, вводится запрет на участие в приватизации в РФ на сумму свыше $10 млн в год, но при условии, что эта приватизация принесет конкретную материальную пользу членам правительства РФ или членам их семей".
Комментируя выводы о том, что американцы лоббируют свои интересы по поставке энергоносителей, эксперт заметил: "В этом законе написано, что закон должен содействовать экспорту американских энергоносителей за рубеж и рабочим местам. Однако США занимают 0,3% в мировом экспорте сжиженного газа. В прошлом году в Европу было две поставки: одна в Польшу демонстративно, одна во Францию. Причем во Францию совершенно случайно, потому что там в это время ремонтировали атомную станцию и цена на газ выросла. Американцы "затачивались" на Японию и Южную Корею, но сейчас поставки американского сжиженного природного газа идут в Чили и Аргентину. Для этого американцы даже специально модернизировали Панамский канал. Чили может хорошо заплатить, там сейчас самые высокие цены".
"Сейчас, кстати благодаря политике ”Газпрома”, который серьезно снизил цену на газ, потребление снова растет, несмотря ни на какие санкции", - подчеркнул Николай Платошкин.
Заведующий кафедрой международных организаций и мировых политических процессов МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Сидоров отмечает, что раньше американские санкции не били по чувствительным секторам российской экономики. "Первая холодная война началась, когда был принят план Маршалла, когда Сталин понял, что к нему нагло лезут в карман - бьют непосредственно по больным местам, пытаются нивелировать те завоевания, которые сделал СССР в годы Второй мировой войны. Сейчас этот вызов тоже касается тоже очень важной отрасли для России, экономики. Поэтому отвечать придется неизбежно. Но как? Не поставлять алюминий, значит бить по себе. Необходимо будет разрабатывать комплекс мер, который будет в меньшей степени затрагивать нашу экономику, но будет делать болезненные вещи для американской экономики", - заявил Андрей Сидоров.
Напомним, что сегодня Москва пока ограничилась дипломатическими контрсанкциями. "Принятие нового закона о санкциях со всей очевидностью показало, что отношения с Россией стали заложником внутриполитической борьбы в самих США. Кроме того, новый закон ставит цель, используя политические инструменты, создать недобросовестные конкурентные преимущества для США в глобальной экономике. Подобный шантаж, нацеленный на ограничение взаимодействия зарубежных партнеров с Россией, несет в себе угрозу для многих стран и международного бизнеса.
Несмотря на постоянные выпады Вашингтона, мы вели и ведем себя ответственно и сдержанно, до сих пор не отвечали на явные провокации. Однако последние события свидетельствуют о том, что в известных кругах Соединенных Штатов закрепились русофобия и курс на открытую конфронтацию с нашей страной.
– В этой связи предлагаем американской стороне до 1 сентября с.г. привести количество дипломатических и технических сотрудников, работающих в посольстве США в Москве, в генеральных консульствах в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке, в точное соответствие с числом российских дипломатов и сотрудников технического персонала, которые находятся в США. Это означает, что общее количество персонала, занятого в американских дипломатических и консульских учреждениях в Российской Федерации, сокращается до 455 человек. В случае новых односторонних действий американских властей по сокращению численности наших дипломатов в США за этим последует зеркальный ответ.
– Российская сторона приостанавливает с 1 августа использование посольством США в России всех складских помещений на Дорожной улице в Москве и дачи в Серебряном бору.
Оставляем за собой право в порядке взаимности и на другие меры, которые могут затронуть интересы США", - говорится в заявлении МИД РФ.