Риски зон деэскалации
Читать на сайте Вестник КавказаПрошедший в Женеве под эгидой ООН на прошлой неделе седьмой раунд межсирийских переговоров продемонстрировал, что в деле сирийского урегулирования наметился прогресс. В ходе контактов между сирийскими сторонами удалось продвинуться по двум направлениям – в обсуждении конституционных и правовых вопросов, а также консолидации рядов оппозиционеров. По некоторым оценкам, «эр-риядская», «каирская» и «московская» группы оппозиции заметно сблизили свои подходы, с более реалистичных позиций оценивают пути решения сирийского кризиса.
"Надеемся, что настоятельная необходимость нормализации ситуации, налаживания мирной жизни в Сирии подтолкнет оппозиционеров проявить конструктивный настрой и более ответственное поведение на последующих переговорах с правительством Сирии… Наши эксперты совместно с партнерами продолжают согласовывать вопросы, связанные с запуском зон деэскалации в Сирии. Обстановку в указанных зонах оцениваем как стабильную", - заявил замдиректора Департамента информации и печати МИД России Артем Кожин.
Между тем, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов, видит в зонах деэскалации определенные риски: "Зоны деэскалации на юго-западе Сирии, в районе Кунейтры – Дара стала результатом договоренности между российским и американскими президентом. Недалеко от этой зоны, на территории Иордании достаточно давно уже существуют лагеря по подготовке боевиков "Новой сирийской армии", которую готовят и США, и спецслужбы Иордании, и британские инструкторы. По мысли США и их союзников "Новая сирийская армия" должна была действовать и против ИГИЛ, и против правительственной армии Сирии, что, собственно, и происходило. С одной стороны зоны деэскалации нужны - это прекращение военных действий, меньше страдает мирное население, идут гуманитарные конвои. С другой стороны, в этих зонах формируется локальные власти. Через два-три года это может привести к расчленению Сирии. Эту опасность нельзя не замечать".
Говоря о внешних акторах, действующих в Сирии, Борис Долгов напомнил о заявлении французского президента Макрона относительно того, что уход Асад сейчас не стоит как первостепенная задача: "Это позитивный момент, но про создании зон деэскалации нужно учитывать наличие большого количества американских баз в Сирии, где находится спецназ - и американский, и британский, французский. Часть территории Сирии уже находится под контролем этих внешних акторов, в том числе и Турции, где превалирует политика неоосманизма. Продвижение влияния Турции на те регионы, которые когда-то входили в состав Османской империи, это реальность. Словом, Сирии находится под контролем различных сил. В итоге Башар Асад может даже не уходить, а остаться президентом какой-то части Сирии. Это то, чего добивались наши западные партнеры".