Россия и Запад на перекрестке энергетических коридоров в Европе
Читать на сайте Вестник КавказаЗапад и Россия борются за контроль над маршрутом транспортировки природного газа через Балканы. Обе стороны имеют свою геополитическую повестку дня в неспокойном регионе. Как пишет Business Insider в статье Russia and the West are going toe to toe 'at the crossroads of energy corridors' in Europe, Москва пережила ряд неудач на Балканах - Черногория присоединилась к НАТО, а новое социал-демократическое правительство Македонии, похоже, дистанцируется от своей прежней пророссийской позиции.
Запад может предложить балканским странам такие стимулы, как перспектива членства в Европейском союзе или инвестиции на местном уровне, зато Россия может разыграть энергетическую карту. На газ приходится четверть энергопотребления в Европейском союзе, а в 2016 году российский ”Газпром” поставил треть газа, необходимого Европе. Причем на Балканах зависимость от газа будет возрастать по мере того, как электростанции, работающие на угле, закрываются под давлением ЕС. Хорватия уже является членом ЕС, а Албания, Босния, Македония, Черногория, Косово и Сербия находятся на разных этапах на пути к вступлению в блок. Влияние России в энергетическом секторе Балкан ограничено отсутствием инфраструктуры. Без газопроводов Россия не может обеспечить большую часть стран региона, и именно здесь Запад надеется перехватить инициативу у Москвы, поддерживая конкурирующие проекты.
Битва за газопроводы
Конкурирующие интересы Запада и России на балканском газовом рынке только усиливают геостратегическое значение региона. ”Юго-Восточная Европа находится на перекрестке энергетических коридоров, связывающих Восток и Запад, - сказал AFP бывший министр иностранных дел Албании Паскаль Мило. - Регион не интересует их как экономический ресурс, но он становится все более важным как транзитная территория для других стратегических рынков в Европе и для хранения газа”. По мнению аналитиков, Запад считает необходимым реагировать на использование Москвой энергии в качестве рычага контроля в регионе. В настоящее время разрабатывается ряд проектов по транспортировке газа, которые уменьшат энергетическую зависимость региона от России. Ожидается, что в 2020 году запланированные поставки газа из Турции в Грецию, Албанию и через Адриатику в Италию будут осуществляться за счет Трансадриатического трубопровода (TAP), финансируемого ЕС. С точки зрения пропускной способности - 10 миллиардов кубических метров в год - 870-километровый (539-мильный) TAP может оказаться не столь важным в экономическом плане. ”Это скорее геополитический проект, который мог бы повысить, хотя бы минимально, газовую безопасность ЕС”, - сказал Николас Мадзукки, исследователь французского аналитического центра IRIS. Запад настоятельно хочет добраться до Кавказа, и однажды, возможно, даже "зачерпнуть" каспийский или ближневосточный газ, обойдя территорию России, сказал он.
ЕС и США хотят расширить ТАР для создания ”газового кольца”, которое замкнет Балканский регион от Албании, через Черногорию и Боснию до Хорватии. Наряду с запланированным строительством терминала сжиженного природного газа (СПГ) на северном хорватском острове Крк, которое частично финансируется ЕС, это создало бы сильную конкуренцию между Западом и Россией. В мае семь балканских стран - Албания, Босния, Болгария, Хорватия, Косово, Македония и Черногория - подписали соглашение о совместной разработке газопровода, который поможет уменьшить их зависимость от России. Проект поддерживается Агентством США по развитию USAID. Европейцы также поддерживают проект Ионическо-Адриатического трубопровода (ИАП), который будет проходить из Албании через Черногорию и Боснию в Хорватию.
Между тем, Россия подписала с Турцией соглашение о строительстве трубопровода ”Турецкий поток”, по которому российский газ через турецкие воды в Черном море будет поступать в Европу. Посетив Турцию в этом месяце, президент Сербии Александр Вучич сказал, что хочет, чтобы трубопровод был связан с его страной. Но эксперты говорят, что проект нестабилен с точки зрения геополитики и технически требует много усилий. Для его строительства будет необходимо выполнять работы на глубине до двух километров под морем. Строительство трубопровода зависит от целого ряда вопросов, сказал Игорь Деканик, профессор Загребского института горного дела, геологии и нефтяной инженерии. По словам эксперта, эти вопросы включают отношения между Турцией, Россией и ЕС, проблемы мигрантов и Сирии.