Удар по гражданским в Карабахе: чего добивается Армения?
Читать на сайте Вестник КавказаВечером 4 июля двое мирных жителей Физулинского района Азербайджана погибли в результате минометного обстрела со стороны армянских военных. Жертвами провокации на фронте стала 50-летняя Сахиба Гулиева и ее двухлетняя внучка Захра Гулиева. Еще один член семьи, Сарвиназ Гулиева, получила тяжелое ранение.
Теперь об относительном затишье на карабахском фронте, наблюдавшемся последние несколько недель, можно забыть. Опыт апрельских боев прошлого года наглядно показал, что Азербайджан в состоянии жестко ответить на убийство своих гражданских лиц. Напомним, что в течение второй половины марта – начала апреля 2016 года от армянских обстрелов погибли несколько мирных жителей, после чего и произошла мощнейшая с момента заключения перемирия в 1994 году эскалация конфликта, по итогам которой азербайджанская армия нанесла тяжелый ущерб армянской стороне и заняла несколько стратегически важных высот. Учитывая то, что череда крупных престижных международных мероприятий в Баку ("Исламские игры", "Формула-1") подошла к концу, рассчитывать на то, что страна полностью отвлечена на масштабные мероприятия, более не приходится.
Так или иначе, можно ожидать, что ВС Азербайджана после этого кровавого инцидента усилят активность в прифронтовой зоне. Азербайджанская сторона едва ли пойдет на совершение диверсионных вылазок с целью мести за убийство женщины и ребенка – очевидно, что армянские военнослужащие сейчас находятся в состоянии максимальной боеготовности, а потому риск провала в отсутствие эффекта неожиданности будет крайне высоким.
Если события будут развиваться по "мягкому" сценарию, то наиболее вероятным ответом Баку станет активный "снайперский отстрел" армянских военнослужащих вдоль линии фронта в ближайшие дни и недели. "Жесткий" же сценарий будет предполагать, как минимум, нанесение артиллерийских ударов по позициям армянской армии, а также возможные наступательные действия. Однако он несет с собой существенные риски. Во-первых, применение тяжелой артиллерии неизбежно вызовет противодействие со стороны международного сообщества и последующую активизацию разговоров о необходимости введения "механизмов расследования инцидентов" на фронте. Это не отвечает интересам Баку на данном этапе. Азербайджан принципиально подобные механизмы не отвергает, но твердо привязывает их введение к началу субстантивных переговоров по разрешению нагорно-карабахского конфликта во избежание риска цементирования статус-кво. Представляется, что именно в этом и кроется основной корень провокации армянских ВС против азербайджанского гражданского населения. Ведь в ходе своего недавнего визита в регион сопредседатели Минской группы ОБСЕ призвали Азербайджан и Армению к началу субстантивных переговоров, что, безусловно, подразумевает под собой реальные подвижки в изменении статус-кво и деоккупации части азербайджанских территорий.
Наряду с попыткой вновь актуализировать приоритетную для армянской дипломатии тему "механизмов расследования прифронтовых инцидентов", нельзя также исключать и того, что армянское военно-политическое руководство своими последними действиями на фронте подстрекает Азербайджан на ответные обстрелы пограничной Тавушской области Армении. Ведь именно в той зоне армянские гражданские лица уязвимы для армии Азербайджана, в то время как вдоль карабахского фронта армянское мирное население практически не живет. Поскольку в этом случае речь будет идти об армянской территории, то ставка здесь делается на последующее вмешательство в процесс со стороны ОДКБ и, в первую очередь, России (Казахстан и Белоруссия открыто поддерживают в конфликте Азербайджан). Гипотетический ответный удар Азербайджана по мирным жителям Армении стал бы удобным для армянской стороны поводом смыть с себя позор убийства гражданских 4 июля, и позволил бы усилить давление на Москву с целью ее прямого вмешательства в конфликт. Ереван продолжает упорно работать над тем, чтобы превратить Россию из медиатора конфликта в его непосредственную сторону, связанную при этом союзническими обязательствами перед Арменией.
Концепция действий Армении в переговорах вокруг Карабаха уже многие годы нацелена на блокирование возможности начала деоккупации азербайджанских районов. В том случае, если Азербайджан прибегнет к "жесткому ответу", то подобный ответ должен, как и в апреле прошлого года, будет включать в себя локальную наступательную операцию, по итогам которой азербайджанская армия возьмет под свой контроль новые позиции, чтобы по итогам очередного возможного витка эскалации переговорные позиции Баку окрепли бы настолько, чтобы начало субстантивных переговоров стало единственным выходом для Армении. Подобное развитие событий, в результате которых переговорные позиции Еревана ослабнут, в значительной степени сходится и с российскими региональными интересами. Миротворчество РФ в регионе находится в тупике из-за максималистской позиции Армении, не желающей освобождать ни пяди занятых территорий без предварительного согласия Баку на независимость Нагорного Карабаха, что объективно является абсолютно нереалистичным сценарием. В результате подобной политики Еревана российские интеграционные проекты до сих пор не могут быть реализованы в полной мере, поскольку нерешенность конфликта вокруг Нагорного Карабаха является естественным ограничителем для успешного взаимодействия в регионе.
Каким будет ответ Баку - покажет ближайшее время. Риски крайне высоки, однако уже сейчас ясно одно: надеяться на то, что убийство мирных граждан в Физули не повлияет самым прямым образом на ситуацию на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск, не приходится.