Зельфира Трегулова: ««Созвездие Апшерона» - очень успешный проект Третьяковской галереи и Фонда Гейдара Алиева»
Читать на сайте Вестник КавказаСегодня на полях презентации всероссийского арт-проекта «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» «Вестник Кавказа» побеседовал с генеральным директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой об итогах выставки азербайджанских художников 1960-1980-х годов «Созвездие Апшерона» и открывающейся в сентябре выставке «Некто 1917».
- В ноябре прошлого года в Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка «Созвездие Апшерона», организованная совместно с Фондом Гейдара Алиева и Фондом Марджани, в ее открытии участвовала первый вице-президент Азербайджана, президент Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиева и вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева. Как вы оцениваете итоги выставки?
- Это был очень успешный проект. Выставку посетили около 90 тыс человек, и это небывалая цифра, о ней очень хорошо писала пресса. «Созвездие Апшерона» явило некую иную картину развития искусства в советском Азербайджане, которая снимает противопоставление официального искусства и неофициального. Мы объединили свои фонды – работы официальных художников, которые как покупались на больших всесоюзных выставках, так и делались не на продажу, и художников неофициальных – и поняли, что, на самом деле, и те, и другие очень точно и с одинаковой силой рефлексии говорили о своем времени. Противопоставление официального и неофициального сегодня распадается и оказывается несостоятельным, ведь художник, если он настоящий художник, даже будучи в рамках официальной системы говорит о своем времени то, что он не может не сказать.
- Готовите ли вы сейчас какие-либо еще проекты совместно с музеями и фондами Азербайджана?
- Мы постоянно сотрудничаем с музеями Азербайджана. Сейчас мы готовим выставку великого русского художника Лазаря Лисицкого, работавшего в первые послереволюционные годы культурным эмиссаром советской России в Европе – и из Азербайджана, из Национального художественного музея мы привозим живописную работу Лисицкого, которая будет одной из ключевых на этой выставке.
- Если говорить о революции, столетие которой исполняется в этом году, как возникла идея выставки «Некто 1917»?
- Революционные события 1917 года оказали огромное влияние на ход искусства и ход истории не только в нашей стране, но и во всем мире. Большой, серьезный проект, который открывается 27 сентября, мы назвали «Некто 1917» по цитате Велимира Хлебникова, в 1912 году предсказавшего невероятные перевороты и катаклизмы, которые должны были произойти пять лет спустя. Мы покажем работы художников 1917-1918 годов самых разных направлений, начиная от авангарда – Казимир Малевич, Василий Кандинский, Ольга Розанова, Александр Родченко – и заканчивая теми художниками, которые не хотели видеть то, что происходило вокруг, и укрывались в своих мастерских, писали натюрморты и виды дворянских усадеб. В свое время об этом очень хорошо писал в «Других берегах» Владимир Набоков: в последние перед октябрьскими событиями месяцы у людей возникло невероятное тяготение запечатлеть реалии, как они уже, наверное, интуитивно чувствовали, уходящего дня.
Так что мы покажем невероятный диапазон революционного отклика или отсутствия такового со стороны художников: одни предвосхищали невероятный трагизм надвигающихся событий и переворот мирового порядка, другие вели себя как птицы, прячущие голову под крыло. На стыке напряжений реакции художников на то, что они только предощущали, и нашего знания о том, что произошло после октябрьских событий 1917 года, и строится интрига этого проекта.