Уход "Газпрома" с турецкого рынка не навредит "Турецкому потоку"
Читать на сайте Вестник Кавказа"Газпром" может полностью уйти с внутреннего рынка Турции, оставшись только экспортером газа. Компания рассматривает разные варианты сотрудничества с турецкими потребителями российского газа и намерена адаптировать работу под меняющуюся конъюнктуру рынка в стране, - сообщил официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов.
"Мы внимательно следим за тенденциями развития турецкого энергетического рынка и рассматриваем самые разные варианты сотрудничества с турецкими потребителями. Конкретная модель работы на долгосрочную перспективу будет адаптироваться под меняющуюся конъюнктуру энергетического рынка этой страны", - цитирует Куприянова РИА Новости.
Как заявил официальный представитель компании, турецкий газовый рынок, второй по объемам экспорта для "Газпрома", имеет для нее очень большое значение: "С учетом того, что роль Турции как крупнейшего энергетического игрока в регионе будет расти, сейчас российский газовый гигант делает ставку на новый крупный инфраструктурный проект "Турецкий поток", который принесет в страну крупные объемы газа напрямую", - добавил он.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" предположил, что на решение компании оставить внутренний рынок второго по объемам экспортера российского газа повлияли события, связанные с попыткой государственного переворота.
"Важную роль сыграл и тот факт, что произошла национализация одной из компаний, в которой у "Газпрома" имелась доля. Так что здесь риски продолжения такой национализации под лозунгами борьбы с "наследием" Гюлена сохраняются, то есть, по сути, по политическим мотивам в Турции может происходить передел собственности. И "Газпром" может пострадать от этого, потому что его партнеров могут обвинить в связях с Гюленом и отобрать всю компанию, не посмотрев, что одним из ее собственников является "Газпром". Компании эти дополнительные риски не нужны", - рассказал аналитик.
Второй момент, который отметил эксперт - это действительно некое регулирование со стороны властей цен на газ, что уменьшает маржинальность, то есть прибыльность деятельности "Газпрома". "Я думаю, что "Газпром" просто решил, что по совокупности всех этих рисков проще выйти из бытового сектора и больше этим не заниматься: компании гораздо проще оставаться просто поставщиком газа, а ее выход из бытовых активов никак не влияет на поставки газа в Турцию. "Газпром" наверняка ожидает какой-то, может быть, большей консолидации отрасли, может, он ожидает, что государство будет забирать множество активов и проводить некую "ползучую национализацию", и поэтому тоже выходит. И последний момент – возможно, "Газпром" просто решил также перейти к некой реструктуризации своего бизнеса в Турции. То есть он уходит от бытовых активов, и при этом намерен заходить в генерирующие активы. То есть для того, чтобы строить там вместе с турками больше газовых станций, чтобы газовые станции, газовая генерация потихоньку вытесняла угольную генерацию", - предположил Игорь Юшков.
Как полагает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, реструктуризация бизнеса позволит компании расширить рынок сбыта: "Чем больше генерация, тем больше спрос, тем больше поставки "Газпрома" в Турцию. Поэтому я думаю, что по совокупности причин "Газпром" решил уйти, из конкретного, отдельно взятого бытового сектора. Все остальное у компании остается, "Турецкий поток" она строит, наращивает поставки газа, потому что по цене они довольно конкурентоспособны. Поэтому я думаю, что здесь особо беспокоиться за позиции "Газпрома" не нужно. Россия как страна от этого ничего не теряет, хотя чем больше интеграция, конечно, тем больше зависимость Турции от российских поставок. Но здесь это незначительный фактор, поэтому российский бюджет от этого ничего не потеряет", - заверил Юшков.
Что касается вопроса, укрепит ли уход с турецкого рынка переговорную позицию "Газпрома" в спорах по цене на газ, эксперт предположил, что по сути "Газпром" просто уходит от обвинений в том, что он пытается предоставить разные цены разным компаниям. "Когда "Газпром" выйдет из бытовых активов, он сможет сказать ,что правила одинаковы для всех, на рынке нет никаких "любимчиков", и цена для всех турецких компаний должна быть одинаковая. Сейчас эти компании, конечно, настаивают на том, что "Газпром" своим структурам газ продает дешевле, а значит, эту низкую цену надо установить для всех потребителей, всех импортеров российского газа. А "Газпром" настаивает на том, что нет - правила едины для всех, и намерен установить единую цену, которую турки считают высокой. Поэтому здесь, я думаю, уход "Газпрома" усилит переговорные позиции: когда нет никаких исключений из правил, аргументация становится сильнее. Поэтому "Газпром" как раз эти исключения из правил и убрал", - заключил Игорь Юшков.