Генсек ООН смягчает критику в отношении иранских ракетных испытаний
Читать на сайте Вестник КавказаГенеральный секретарь ООН смягчил позицию в отношении испытаний баллистических ракет в Иране по сравнению той, которую занимал его предшественник. Такой вывод можно сделать из доклада Антониу Гутерриша Совету Безопасности ООН, который еще не был опубликован. The New York Times получила копию доклада в среду.
Смягчение критики стало значительным моментом отчасти потому, что Соединенные Штаты назвали иранские испытания неприемлемыми. Как пишет New York Times в статье U.N. Leader Softens His Predecessor’s Criticism of Iran Missile Tests, администрация Трампа ввела санкции против Ирана в феврале и мае в ответ на проведение испытаний, которое было названо "плохим поведением". Относительное смягчение критики Гутерриша может усложнить любые попытки американского правительства наказать Иран через ООН. Испытания не запрещены ядерным соглашением между Ираном и странами "шестёрки", заключенном в 2015 году, которое в рамках которого были сняты некоторые экономические санкции против Ирана в обмен на проведение регулярных проверок его ядерного сектора.
Однако в резолюции СБ ООН 2231 содержится призыв к Ирану не проводить испытания баллистических ракет, способных нести ядерные боеголовки.
Когда Тегеран проводил испытания в марте 2016 года, критики, возглавляемые Соединенными Штатами и Израилем, назвали поведение ИРИ нарушением резолюции СБ ООН и признаком того, что она не будет соблюдать положения ядерного соглашения. Иран отверг эти обвинения.
В докладе Совету Безопасности о выполнении резолюции 2231 в июле прошлого года Пан Ги Мун, тогдашний генеральный секретарь, заявил, что обеспокоен тем, что испытания ракет могут не соответствовать "конструктивному духу" ядерной сделки. Он призвал Иран "воздержаться от проведения подобных запусков ракет, учитывая, что они потенциально могут усилить напряженность в регионе". Гутерриш в своем докладе впервые коснулся вопроса соблюдения резолюции Ираном и призвал страну воздержаться от проведения ракетных испытаний, но в нем отсутствовала та обеспокоенность, которую озвучивал Пан Ги Мун.
Официальный представитель Гутерриша Стефан Дюжаррик не сразу ответил на вопрос о различии между позициями. Иран давно утверждает, что баллистические ракеты являются важным средством защиты во враждебной среде. Поскольку ИРИ уже пообещала не производить ядерное оружие, ее лидеры заявили, что ракеты по определению не могут нести ядерные боеголовки. Тегеран также заявлял, что резолюция 2231 не запрещает проведение испытаний.
Некоторые эксперты в области разоружения предположили, что доклад Гутерриша говорит о том, что теперь вероятность введения санкций ООН против Ирана за его ракетную программу намного меньше.
Исполнительный директор Ассоциации по контролю над вооружениями Дерил Кимбэлл заявил, что разница между отчетами Пан Ги Муна и Гутерриша не сразу заметна: «В своем отчете Гутерриш скорректировал формулировку, признав, что дальнейшие санкции против иранских организаций, связанных с разработкой или производством ракет, вряд ли помогут остановить или замедлить иранскую ракетную программу». Санкции, вводимые в качестве наказания за испытания, могут даже усилить позиции сторонников жестокого курса в Иране, которые хотят ускорить программу в ответ на давление со стороны США.