Джафар Джафаров: в университетах должны работать лучшие кадры
Читать на сайте Вестник КавказаМодернизация системы образования в Азербайджане требует масштабной системной работы, в которую входит одновременное наращивание образовательных ресурсов и развитие кадров, заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ректор Азербайджанского государственного педагогического университета Джафар Джафаров, рассказывая о стратегии развития главного педагогического вуза республики.
"Сложность движения вперед состоит в том, что им приходится заниматься в условиях катастрофической нехватки кадров и ресурсов. Сейчас мы активно привлекаем людей, планируем развитие образовательной инфраструктуры, в том числе IT-менеджмента, но для того, чтобы привести все в порядок требуются огромные ресурсы. В данный момент мы участвуем в проекте Министерства образования, но то, что получим в результате, даст лишь часть необходимого, а дальше мы будем двигаться уже своими силами. Поскольку своих сил не так много, значит, необходимо участвовать и в европейских образовательных проектах, а для этого, в свою очередь, нужно поднять и в целом уровень вуза, и уровень знания языков", - в первую очередь отметил Джафар Джафаров.
Кадры должны расти на всех должностях. "Параллельно мы решаем вопрос поднятия уровня и преподавательских кадров, и вспомогательного персонала: лаборантов, работников библиотеки и так далее, всего около 260 человек сейчас проходят трехступенчатую аттестацию. Отбор уже проводился, но мы будем повышать требования по конкретным направлениям, к примеру, в следующем году будут добавлены вопросы по элементарным знаниям языков. Безусловно, просто увольнять людей неверно: если человек чего-то не знает или не умеет, он должен вырасти там, где способен. Если же он не может, то вопрос решается по мере созревания новых сил. Новые кадры должны созревать, в том числе, среди нашего студенчества, среди магистров, их нужно привлекать к будущей работе в университете", - подчеркнул ректор.
"Мы пытаемся ввести нормальные механизмы отбора в докторантуру, приводим экзамены минимума на необходимый уровень. В совете по защите диссертаций мы подняли требования, и теперь слабая диссертация не сможет пройти защиту. То есть в целом мы ставим некие барьеры, которые человек должен преодолевать, смысл в том, чтобы перевести поступление на работу исключительно на конкурсную основу. Те, кто были вынуждены уйти из университета, не соответствовали требованиям тех структур, в которых они работали, соответственно, у нас появились вакансии (в одном случае – 50 вакансий, в другом 20, затем еще 20-30), и на начальном этапе мы предоставили возможность участвовать в конкурсе лишь тем, кто оказался за бортом в результате первичного отбора кадров. Так мы смогли снизить социальную остроту, возникшую в связи с увольнениями", - поведал Джафар Джафаров.
В настоящее время конкурс на открывшиеся в Азербайджанском государственном педагогическом университете вакансии собирает множество желающих. "Университет не может двигаться вперед одними лишь своими силами. Мы открыли конкурс преподавателей, и в нем участвуют порядка 500 человек, из них 150 со стороны – уже прогресс. Отмечу, что в Баку примерно 800 человек участвуют в преподавании, и всех их сразу провести через фильтры невозможно. В следующем году у нас примерно 150 человек должны будут пройти переизбрание, но при этом на их должности смогут претендовать и другие. Таким образом, через 2-3 года у нас не останется ни одного человека, который сидел бы на своей должности просто так. Конечно, это не значит, что вуз должен полностью состоять из новых людей, но кадры обновятся качественно: даже если преподаватель останется на своем месте, он будет работать на нем потому, что является лучшим кандидатом", - обратил внимание он.
Также Джафар Джафаров рассказал об усилении подготовки студентов-педагогов. "Со школами мы стали работать более тесно, было несколько встреч с директорами школ, с прицелом на усиление педагогической практики. Практика – один из основных источников трудоустройства человека. В моем предыдущем университете наши студенты, которые, будучи на практике, работали в туристических структурах, в отелях, в большинстве своем получали предложения на работу после учебы. Это большое направление, по которому, конечно, следует еще сделать очень много, но многое уже делается, и эти связи позволяют нам, в частности, корректировать преподавание в вузе. Как оказалось, программа, которую проходят в школе, и программа, по которой мы готовим наших будущих школьных учителей, имеют разночтения. Сейчас мы вносим коррективы в учебные программы, в особенности учитывается обновление государственных стандартов, которое сейчас происходит", - заключил ректор Азербайджанского государственного педагогического университета.