Комитет солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки стал общероссийской организацией
Читать на сайте Вестник КавказаПервая конференция Российского комитета солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки в формате общероссийской организации завершилась в Москве. Как заявил заместитель председателя Совета Федерации, президент Российского комитета солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки Ильяс Умаханов, работа на этом направлении ведется уже 60 лет: «Восточная поговорка гласит: колодец надо копать задолго до того, как захочешь пить. Мы не забываем истоки, опираемся на опыт и традиции работы Советского комитета солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки, который до сих пор помнят и уважают в мире … Благодаря благородной, самоотверженной работе огромной когорты замечательных патриотов и профессионалов, удалось сохранить нашу организацию в сложный период распада СССР и в трудные для страны 1990-е годы».
«Нас искренне радует внимание наших друзей из стран СНГ, которые стояли у истоков Советского комитета солидарности с народами Азии и Африки. Присутствие в этом зале представителей дипломатических миссий дружественных государств СНГ, Китая, Индии, Египта, Сирии, Марокко и Мадагаскара послужит залогом плодотворной работы нашей организации по обеспечению сплоченности и солидарности и единства для противодействия угрозам терроризма и экстремизма, бедности и социального неравенства, экспорта демократии, вмешательства во внутренние дела государств. Словом, противодействие тем новым вызовам современности, которые неразрешимы без привлечения институтов гражданского общества, доброй воли, честных и неравнодушных людей», - заявил Умаханов. По его словам, регистрации общероссийской общественной организации «Российский комитет солидарности с народами Азии и Африки», состоявшейся в феврале этого года, предшествовал непростой организационный этап, когда в 45 регионах России создавались подразделения организации, были подготовлены новые редакции устава комитета…
Ильяс Умаханов
«В современном мире трудно переоценить значение народной дипломатии в решении глобальных и региональных проблем, наращиванию двусторонних связей. Именно общественный институт, общественные инициативы позволяют существенно расширить горизонты взаимодействия в гуманитарной и торгово-экономической сферах, сделать его более динамичным и содержательным. Принципы солидарности основаны на нравственной позиции людей. Они не теряют своей актуальности даже при изменении государственного устройства. Поэтому зерна сотрудничества, посеянные еще в советское время, прорастают сегодня добрыми всходами и возвращают нашей стране искреннюю поддержку людей во всем мире. Пока в сердцах проживающих за рубежом наших соотечественников, выпускников советских и российских ВУЗов, других, расположенных к России людей, живет чувство общности, солидарности и поддержки, все попытки изолировать Россию, через санкции надавить на нашу страну обречены на полный провал», - убежден Умаханов.
Российский комитет солидарности и сотрудничества не подменяет и не дублирует функции других структур, в том числе и государственных, а скорее стремится дополнять и взаимодействовать с ними в достижении общих целей:
Во-первых, комитет должен стать эффективной площадкой, интегрирующей научный экспертный потенциал специалистов, занимающихся проблемами Азии и Африки, обеспечивать каналы международного информационного и интеллектуального обмена.
Во-вторых, в российских регионах повышается интерес к распределению международных контактов по линии НПО. Российский комитет может включиться в работу по распространению позитивного опыта в этой сфере.
В-третьих, большое значение имеет привлечение к работе организации молодежи. Уже начала работать молодежная секция комитета.
Глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров, приветствуя представителей российского политологического экспертного общества, зарубежных друзей и гостей заявил: «Мы имеем долгие, уходящие в историю отношения с Международной организации солидарности народов Азии и Африки. Сегодня мы продолжаем эти традиции и начинаем новый этап в условиях, когда эта солидарность востребована как никогда. Россия традиционно поддерживает стремление народов Азии и Африки к тому, чтобы самостоятельно решать свои судьбы. Эта позиция проявилась в эпоху борьбы с колониализмом, проявляется она и сейчас. Мы знаем о том, как многие наши западные партнеры пытаются превратить эти регионы в территорию геополитического противоборства, продвигать односторонние рецепты, навязывать подходы к решению внутренних проблем извне по своим лекалам. Знаем, насколько трудно сопротивляться, учитывая финансовые, экономические и другие других обстоятельства. Тем не менее мы видим, что крепнет стремление брать свою судьбу в свои руки». Мы с этим солидарны.
По словам Лаврова, Россия исповедует такой подход многие годы: «Все проблемы африканского и азиатского регионов необходимо решать, прежде всего, на основе тех подходов, которые вырабатываются самими странами этих частей мира. Так мы поступаем в СБ ООН, повестка дня которого сейчас переполнена африканскими проблемами. Есть попытки наших западных коллег предлагать свои подходы к их урегулированию, исходя, прежде всего, из интересов внешних партнеров, а не самих африканских стран. Мы неизменно подчеркиваем, что СБ ООН должен, прежде всего, прислушиваться к мнению Африканского союза, субрегиональных организаций на Африканском континенте, поддерживать их подходы, потому что африканцам, как и азиатам, виднее, чем кому бы то ни было еще, как решать собственные проблемы и урегулировать кризисы в той или иной стране соответствующего региона. Международное сообщество в лице ООН и ее Совета Безопасности должно поддерживать усилия самих стран региона к урегулированию конфликтов, поддерживать политически, морально, финансово и материально в виде помощи в подготовке миротворческих подразделений, их оснащения, предложения добрых услуг».
Министр иностранных дел отметил, что в интересах обеспечения сбалансированности международной системы в ходе продолжающихся дискуссий о реформе СБ ООН, Россия настаивает на том, что необходимо исправить дисбаланс, сложившийся в составе Совета Безопасности в том, что касается представленности развивающихся стран, главное внимание в этой работе уделять повышению представленности Азии, Африки и Латинской Америки. «У нас очень тесные отношения с Африканским союзом, многочисленными субрегиональными организациями на «черном континенте», как его принято называть. Развиваются наши связи с различными интеграционными, политическими и экономическими группировками, которые складываются в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Будем их укреплять и наращивать. В этом нашем стремлении будем опираться на позиции российского гражданского общества, которое активно интересуется внешнеполитической проблематикой. В данном контексте Российский комитет солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки всегда был и остается нашим надежным партнером. Здесь собраны, пожалуй, лучшие умы нашей страны, которые досконально знают многочисленные проблемы Азии и Африки, в самых разных ипостасях вносили вклад в формирование нашей внешней политики, напрямую работая в Министерстве иностранных дел и других государственных структурах, и после того, как вышли в отставку, либо в рамках своей карьеры, которая складывалась в научном и политологическом русле», - заявил Лавров.
Он пообещал вносить соответствующие предложения президенту и правительству, связи со странами Азии и Африки обретали больше конкретики и наполнялись новым содержанием в экономике и инвестициях (к этому виден обоюдный интерес), во внешнеполитической сфере, в сфере координации наших действий в ООН.
«Страны, которые несколько столетий «заказывали музыку» в международных делах, неохотно расстаются с этой ролью, хотя объективно они уже не могут этим заниматься так, как занимались в прошлые эпохи. Мы (и, насколько я знаю, ваши страны) не пытаемся отстаивать свои интересы через конфронтацию. Безусловно, наше дело справедливое. Это понятно всем. Мы хотим, чтобы в международных отношениях формировался консенсус. Это возможно только на основе взаимного уважения, диалога и поиска баланса интересов. Думаю, что мы будем и дальше укреплять наше сотрудничество в такой конструктивной повестке дня».
Вице-президент Российского совета по международным делам Александр Дзасохов вспомнил, как в 1967 году с должности первого заместителя председателя Комитета молодежных организаций СССР был направлен на работу в Советский комитет солидарности стран Азии и Африки: «В моей памяти сохранилась, как наша великая страна в 1960-е годы, во второй половине XX века вносила огромный вклад в поддержку народов Азии и Африки, в ликвидацию колониализма и расизма, апартеида и в обретение политической независимости десятками государств мира. Я взялся за то, чтобы создать книгу, которая так и называется ”Азия и Африка: вехи солидарности”. Здесь идет рассказ о многих выдающихся представителях национально-освободительного движения, с которыми мне и моим друзьям по тем временам удалось встречаться и в Москве, и далеко от Москвы. Конечно, повестка дня 1960-1970-х годов была другая. Это колониализм, это апартеид, расовая сегрегация, и конечно, вьетнамская эпопея, которая была темой, которая объединила не только народы Азии и Африки, но и всего мира. Было бы наивно пытаться повторить, реконструировать и тем боле клонировать то, что было тогда. Речь идет о том, чтобы мы сегодня и в последующее время нашли ответы на очень серьезные вопросы, с которыми сталкивается сегодня и наша страна и в целом мир».
Среди этих вопросов Дзасохов выделил экстремизм и радикализм: «Наш комитет, учитывая его состав, присутствие отечественных востоковедов, опытных политиков, может поискать пути, как упреждать идеологию радикализма и экстремизма, чтобы уменьшить и вытеснить из нашей действительности питательную почву для подпитки экстремистских и радикальных организаций».
Второй проблемой он назвал Сирию: «Общим для нашего комитета и для всех национальных комитетов азиатской солидарности может стать проблема защиты территориальной целостности и суверенитета САР».
Третьей проблемой Дзасохов считает миграцию: «Идет великое, но несчастливое переселение народов. Поэтому оставаться на ныне действующих моделях после крушения мультикультурализма неперспективно». Он также призвал позаботиться о том, чтобы евразийский проект в широком смысле (и его конкретная реализация в рамках Евразийского союза) был в повестке дня первоочередным.