Санкции США против России станут вечными
Читать на сайте Вестник КавказаСенаторы Конгресса США накануне вечером пришли к договоренности о новых мерах давления на Россию. Они намерены отнять у Белого дома возможность самостоятельно снять действующие санкции, а некоторые из них закрепить на законодательном уровне. Об этом рассказал председатель сенатского комитета по иностранным делам, республиканец Боб Коркер.
"Думаю, мы это сделали. Сейчас мы дорабатываем текст, но соглашения мы достигли", - цитирует его ТАСС.
Коркер уточнил, что новые меры включают в себя необходимость обсуждения снятия антироссийских санкций до того, как это захочет сделать Белый дом.
Соответствующие инициативы будут закреплены в форме поправки к законопроекту о новых ограничениях в отношении Ирана, который уже прошел этап процедурного голосования, в результате сенаторы смогут не терять время на оформление отдельного законопроекта для России.
В аппарате верхней палаты Конгресса также подтвердили, что "поправка по России представлена" к документу, касающемуся Ирана. Он может быть принят уже на текущей неделе.
Новая поправка предполагает установление санкций против лиц, которые устраивают кибератаки, зачастую приписываемые Америкой России. Также ограничения могут затронуть лиц, участвовавших в поставкам оружия правительственным войскам президента Сирии Башара Асада, а также сотрудников российской разведки и "оборонки".
Кроме того, члены Сената стремятся законодательно закрепить санкции, установленные администрацией Барака Обамы исполнительными указами, и дать возможность администрации Дональда Трампа применять карательные меры в отношении экономики РФ.
Сенаторы собираются применить к российским санкциям тот же механизм, который был задействован летом 2015 года при согласовании с Конгрессом международного соглашения по иранскому атому: тогда законодатели по сути обязали главу государства представить им соглашение на утверждение, иначе Конгресс мог запретить отмену антииранских санкций, как того требовал Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД).
Изначально не позволять Белого дому единолично ослабить антироссийские санкции предложили старший демократ комитета по иностранным делам Бен Кардин и сенатор-республиканец Линдси Грэм. По их мысли, Трампу придется представить Конгрессу список лиц, с которых планируется снять ограничения, а также убедить законодателей, что Россия изменила свою политику по ряду направлений, в том числе, по Сирии и Украине. На изучение представленных материалов отводится 30 дней, после чего сенат и палата представителей должны будут высказать свое мнение через резолюцию.
"Существует обеспокоенность насчет того, что Россия и Соединенные Штаты могут сегодня вести обсуждение конкретно вопроса ослабления санкций", - заявил Кардин, отметив также возможное возвращение российской стороне дипломатической собственности.
"Это станет неправильным сигналом. Мы хотим добиться того, что (действующие меры) не ослабнут, пока не придет понимание того, что был достигнут реальный прогресс", - подчеркнул сенатор.
На данный момент законопроект по Ирану с поправкой об антироссийских санкциях имеет все шансы быть принятым сенатом, за него уже высказался лидер сенаторов-демократов Чак Шумер.
Но затем аналогичный текст должна одобрить и Палата представителей, куда такой же проект закона пока никто не вносил. Бен Кардин сообщил, что еще не обсуждал этот вопрос со своими коллегами-конгрессменами.
Белый дом свое мнение пока не озвучил.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра изучения США имени Рузвельта при МГУ имени М. В. Ломоносова Юрий Рогулев, российско-американские взаимоотношения для США служат частью внутриполитической борьбы, причем сразу по двум направлениям. "Во-первых, это общее противостояние исполнительной и законодательной власти, ведь в Америке власти разделены, так что они занимаются перетягиванием одеяла друг у друга, пытаясь прибрать к рукам различные функции. Во-вторых, сейчас примешивается и противостояние политическое, которое добавляет соответствующие краски и остроту", - поведал он.
Что касается позиции Москвы по этому вопросу, то ее, подчеркнул эксперт, ранее уже озвучил президент Владимир Путин. "Мы будем ждать. Мы умеем терпеть. На самом деле, санкции оказывают весьма отдаленное воздействие на политику России. Более того, Россия и Советский Союз на протяжении практически всей истории российско-американских, советско-американских отношений в той или иной степени жили под санкциями, поэтому ничего нового для России здесь нет", - указал директор Центра изучения США имени Рузвельта при МГУ имени М. В. Ломоносова.
Юрий Рогулев посетовал, что ограничения мешают нормальному развитию российско-американских отношений, указав, что это главный ущерб, который они наносят.
Заместитель декана факультета мировой экономики и международных отношений НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев также выразил уверенность в том, что это шаг, направленный не столько против России, сколько против команды Дональда Трампа. "Этот закон является попыткой Конгресса всеми силами организовать некий коридор, выход из которого администрации Трампа запрещен. Конгрессмены стремятся сократить, ограничить, поставить под контроль возможности Трампа влиять на внешнюю политику, так что перед нами результат внутриполитической борьбы на российской тематике", - отметил он, добавив, что эта борьба все же очень опасна.
"Дело в том, что для внутриполитических игр американские власти используют ядерную страну, имеющую паритетный ядерный потенциал в мире. Это совершенно бездумная практика, очень опасная для самих США. В плане реальной политики этот закон, если он будет принят, переключит российскую тематику и в целом контакты с Россией на Конгресс, что совсем не позитивно, так как загонит российско-американские отношения в тупик. По сути, речь об отсутствии диалога и таком поведении американских властей, как будто Россия – страна, которая воюет с США", - обратил внимание Андрей Суздальцев.
По его оценке, Россия не будет как-либо активно реагировать на это цементирование антироссийских санкций. "Ответ на данные поправки в законопроект будет ответом на борьбу между Конгрессом и Белым Домом, а значит, вмешательством во внутренние дела США. Безусловно, для нас ужесточение санкций и усложнение процедуры их снятия не несут ничего хорошего, но если мы начнем на деле реагировать, нас немедленно обвинят в том, что мы вторгаемся в американский внутриполитический процесс", - заключил заместитель декана факультета мировой экономики и международных отношений НИУ ВШЭ.