США выступят посредником в решении кризиса между Саудовской Аравией и Катаром?
Читать на сайте Вестник КавказаПосле того как Бахрейн, ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет, Йемен, Ливия, Мальдивы, Маврикий, Мавритания и Коморские острова объявили о разрыве дипотношений с Дохой, объяснив это поддержкой Катаром терроризма и экстремистской идеологии, его враждебной политикой и вмешательством в дела арабских государств, Дональд Трамп по телефону уведомил эмира Катара шейха Аль Тани о готовности принять участие в урегулировании дипломатического кризиса.
Между тем, как полагает руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов, важность происходящих событий переоценена: ″Уже был пример разрыва дипломатических отношений с Катаром. Конкуренция между различными странами Персидского залива существует давно. Катар и Саудовская Аравия выступают с разных позиций в целом ряде региональных ситуаций. Ужасающий кризис доверия в регионе затрагивает и страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), которые всегда предпочитали не выносить сор из избы и демонстрировать для внешней аудитории абсолютную сплоченность рядов″.
Однако Кузнецов думает, что происходящие события не будут иметь серьезных последствий для системы международных отношений: ″Кризис вполне может быть купирован в краткосрочной перспективе, но он скажется на тех, кого Катар действительно поддерживает. Это и определенные силы в сирийском конфликте, и движение "Братья-мусульмане". Но на Ближнем Востоке вряд ли можно найти здесь хоть одну страну, которую кто-нибудь другой когда-нибудь не обвинял в поддержке терроризма. Но такого никогда не случалось в рамках ССАГПЗ, что теперь делает восстановление отношений, восстановление доверия очень проблематичным″.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Фёдорова напомнила, что Катар обвинили в поддержке террористических организаций, которые, в свою очередь, поддерживаются Ираном. ″Отношения между Катаром и Ираном специфические. Они вынуждены сотрудничать, поскольку разрабатывают одно крупнейшее газовое месторождение в районе Персидского залива на границе двух стран. Обе эти страны сотрудничают в рамках Форума экспортеров газа. Обе страны не заинтересованы в дестабилизации ситуации в районе Ближнего Востока, потому что это нарушит ритм поставок энергоносителей из этих стран и может отрицательно сказаться на экономике. Такая позиция Катара в отношении Ирана не может не вызывать недовольства Саудовской Аравии″, - полагает Фёдорова.
Говоря о последствиях этих событий для Ближнего Востока, эксперт завила: ″Президент Трамп назвал эти события ″payback″. То есть это возвращение инвестиций, которые он вложил в свой визит в Саудовскую Аравию. Однако это мнение не всего американского истеблишмента. Очень быстро тут же и господин Мэттис, и пресс-секретарь Пентагона капитан Дэвис поспешили сказать о важности сотрудничества США с Катаром, о той поддержке, которую Катар оказывает в деле стабилизации ситуации на Ближнем Востоке, о базе, которая помогает в борьбе против ИГИЛ. Они постарались смягчить ту ситуацию, которая могла возникнуть в результате необдуманных высказываний господина Трампа. В этой связи я не исключаю, что возможно именно США попробуют выступить посредником при решении кризиса между Катаром, Саудовской Аравией и другими арабскими странами Персидского залива″.
Говоря о реакции Ирана, Фёдорова назвала ее сдержанной: ″Президент Рухани и представитель Меджилиса заявили, что ситуацию надо разрешать в форме диалога, обсуждать этот вопрос на дипломатическом уровне. Рухани заявил, что политика США не окончательно выработана в отношении Ближнего и Среднего Востока, надо подождать, когда эта политика примет окончательный формат. Любое нагнетание напряженности в отношениях между Ираном и США может привести к усилению консервативных кругов в Иране, что не выгодно президенту Рухани, не выгодно реформаторам, которыми сейчас президент Рухани вновь был переизбран. Поэтому позиция Ирана выжидательная. Он не устраивает ажиотажа вокруг этой ситуации″.