История с Катаром демонстрирует два важных тренда мировой политики
Читать на сайте Вестник КавказаШесть арабских стран - Саудовская Аравия, Египет, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия и Йемен - разорвали отношения с крошечным, богатым нефтью Катаром. Страны Персидского залива проводят то, что больше похоже на блокаду. Так что это довольно серьезный конфликт. Во время подобной ситуации в 2014 году просто отозвали послов на какое-то время. Теперь же шесть государства не просто отозвали послов - граждане Катара больше не смогут посещать эти страны.
Как пишет The Week в статье Who knew the Middle East could be so complicated?, официальной причиной на этот раз стали опубликованные государственным информационным агентством Катара комментарии правителя страны, шейха Тамима бин Хамада аль-Тани, раскритиковавшего растущие антииранские настроения. Но очевидно, что есть и более глубокие причины. Катар поддерживает такие группировки как ХАМАС и "Братья-мусульмане", а также дружит с Ираном - врагом монархий залива.
Катар - крошечная страна с населением 2,7 млн человек, но он является крупнейшим в мире экспортером сжиженного природного газа. Катар решил использовать газовые деньги для завоевания международного престижа и влияния. Страна пыталась создать имидж нейтрального посредника в ближневосточных спорах, что очень сложно сделать. Доха установила связи с различными фракциями мусульманского мира - от Ливии до Талибана в Афганистане. Телеканал "Аль-Джазира" был создан Катаром, и страна активно лоббировала свою кандидатуру на проведение Чемпионата мира по футболу 2022 года. Катар также поддерживал "арабскую весну" на всем Ближнем Востоке. На территории Катара расположены американская военная база и одна из важнейших штаб-квартир Центрального командования США, охватывающая Ближний Восток и Центральную Азию. Она отвечает за такие вызовы как ИГИЛ, Ирак и Афганистан. У страны также тесные отношения с Францией, в которую были вложены большие инвестиции.
Как сообщает Financial Times, Катар заплатил иракской группировке, связанной с "Аль-Каидой", и иранским чиновникам, выкуп в размере около миллиарда долларов для освобождения членов королевской семьи, которые были похищены во время охоты в Ираке. По словам чиновника, пожелавшего остаться анонимным, деньги были переданы в чемоданах. Хотя официальные представители Катара отрицают это, страна уже давно обвиняется в финансировании терроризма.
Франция, ключевой союзник Катара, осторожно призвала к разрешению конфликта посредством диалога (Кувейт помощь не предложил), президент Трамп, как обычно, еще больше усложнил ситуацию, опубликовав ряд сообщений в Twitter, в которых поддержал блокад. Поддержка блокады страны, на территории которой расположена одна из твоих важнейших военных баз - необычная дипломатическая стратегия.
"Саудовская Аравия и ОАЭ хотят полного подчинения Катара", - заявил в интервью Bloomberg Мехран Камрава, директор центра международных региональных исследований при Джорджтаунском университете в Катаре.
Сама по себе история с Катаром не имеет большого значения, но она демонстрирует два важных тренда в мировой политике.
Во-первых, многие международные игроки чувствуют, что могут делать что угодно, пока Трамп находится в Белом доме. Трамп фактически передал министру обороны свои обязанности главнокомандующего, позволяя военным делать все, что они захотят. Работа военных США на автопилоте - достаточно странная перспектива. Во многих случаях из-за некомпетентности президента Соединенных Штатов международные игроки во всем мире действуют так, как хотят.
Во-вторых, конфликт между суннитами и шиитами на всем Ближнем Востоке продолжает ожесточаться. Есть множество конфликтов с участием многих сторон и из-за разных проблем - территориальные, идеологические, политические, этнические споры, споры из-за природных ресурсов. Религия - лишь один из многих факторов. В этом контексте крошечный Катар может получить определенное влияние, пытаясь взаимодействовать со всеми сторонами. Но все эти микроконфликты переходят в макроконфликт между Ираном, его союзниками и всеми остальными (суннитские страны теперь дружат с Израилем). Это, безусловно, облегчает понимание Ближнего Востока, но конфликты обостряются все сильнее.