Виталий Наумкин о терактах в Иране: ИГИЛ и "Аль-Каида" хотят показать, что они еще не побеждены

Читать на сайте Вестник Кавказа

Вытесненные из Сирии и Ирака террористические организации являются наиболее вероятными организаторами сегодняшних терактов в парламенте Ирана и мавзолее имама Хомейни, заявил сегодня в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин, говоря о возможных причинах этой атаки на символы светской власти и Исламской революции в ИРИ.

"Я думаю, скоро мы узнаем, кто за этим стоял. Прежде всего, конечно, напрашивается совершенно очевидный вывод, что главный враг и противник правительства в Иране – это такие радикалы, как (запрещенные в России террористические группировки) ИГИЛ и "Аль-Каида" и другие организации, которые активизировались, будучи вытесненными из Сирии и Ирака. Они сейчас расползаются повсюду и везде пытаются доказать, что еще существуют, что их потенциал неистребим. С этим связаны и последние жестокие террористические акты в Европе, и проникновение террористов в те регионы, где они раньше не были замечены, – в частности, в Иран, где прежде все было спокойно и стабильно", - в первую очередь отметил он.

"Не стоит забывать об усилении позиций ИГИЛ в Афганистане, где уже собралось более 3,5 тыс боевиков. Подобное расползание террористических группировок по миру очень опасно. Эти теракты показывают, что даже Иран, где, казалось бы, все находится под сильным контролем правоохранительных органов и спецслужб, и даже священный для иранских шиитов мавзолей Хомейни, и такая важная государственная структура, как парламент, несмотря на всю охрану, тоже являются уязвимыми", - подчеркнул научный руководитель Института востоковедения РАН.

Можно допустить и иные версии случившегося, однако они менее вероятны, чем атака ИГИЛ или "Аль-Каиды". "Вряд ли за этим стоят некие местные террористические организации, действующие именно против власти, а не с позиций радикализма. Безусловно, имеют право на существование версии, связанные с наркомафией, с местью тех или иных обиженных семей, против которых были в свое время репрессии, кроме того, по-прежнему существуют люди, горящие желанием свалить правящий режим, в том числе в иранской диаспоре. Все эти версии можно рассматривать, хотя первая представляется наиболее существенной", - указал Виталий Наумкин.

По его оценке, к дестабилизации в республике это не приведет. "Не думаю, что эти теракты сильно усложнят ситуацию на Ближнем Востоке. Те же теракты в Англии и Франции не говорят о том, что государства нестабильны, а их правительства в шатком положении. В конце концов, как можно оградиться от людей, которые готовы убить себя для того, чтобы убить других и совершить подобный демонстративный акт? Это очень трудно сделать. Эти деструктивные силы, которые проявили себя в Иране, есть не только в Иране, и мало кто из государств мира может на 100% защититься от действий террористов-смертников. При этом мы говорим о единичных актах, и прогнозировать дестабилизацию в стране пока трудно", - обратил внимание ученый.

"Я думаю, что Иран сейчас закрутит гайки и усилит меры безопасности, которые прежде были достаточно мягкими. Мне приходится бывать в Исламской Республике, и я не видел, чтобы там повсюду был доскональный досмотр и очень сильный контроль за людьми, как минимум, его не видно. Сейчас превентивные меры будут усилены, начнется более жесткий контроль за людьми, вырастут полномочия правоохранительных органов и спецслужб. То есть Иран с этим справится, тем более что серьезных внутренних проблем и какой-либо острой внутренней борьбы там не заметно", - заключил Виталий Наумкин.