Иран шокирован терактами против власти и Исламской революции
Читать на сайте Вестник КавказаДвойной теракт в Иране, ударивший в самое сердце иранской демократии – по парламенту – и в символ Исламской революции – мавзолей имама Хомейни, – стал настоящим шоком для республики, заявили сегодня в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" востоковеды, комментируя стрельбу в парламенте и взрыв в мавзолее.
На экстраординарность инцидента в первую очередь обратила внимание старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Лана Раванди-Фадаи. "Для самих иранцев, как и для многих специалистов-иранистов это настоящий шок, ведь Иран – достаточно спокойная страна. Теракты происходят, но, в основном, на границах, в депрессивных районах, там, где проживают белуджи и курды. При этом, начиная с первого срока президентства Рухани, очень многие проблемы решались, и даже в наиболее напряженных точках республики сегодня обстановка контролируется", - напомнила она.
По оценке Ланы Раванди-Фадаи, за терактом стоят силы, которые подобную стабильность Ирана стремятся нарушить. "Это люди, которые хотят дестабилизировать ситуацию в регионе. Сейчас мы видим, что на недавно прошедших выборах народ предпочел президента, который выступает за открытую политику и либерализацию общества. В том числе народ проголосовал за того кандидата, который будет строго соблюдать ядерную сделку. И если за терактом стоят некие спецслужбы либо действительно ИГИЛ (запрещенная в России террористическая группировка), их цель – это дестабилизация страны и региона", - подчеркнула эксперт.
Она обратила внимание на проработанность террористической акции. "Эта акция выглядит очень хорошо подготовленной, а сведения о ней поступают противоречивые, например, схватили человека, а позже выяснилось, что он невиновен. Возможно, для того, чтобы не сеять среди народа панику, государственные СМИ официально начнут скрывать часть информации, ведь организатором может быть и некая группировка внутри страны, как и структуры из-за рубежа", - предположила Лана Раванди-Фадаи, добавив, что теракты неизбежно вызовут реакцию не только среди иранцев, но и в соседних странах.
Доктор политических наук, директор Аналитического центра ИМИ МГИМО Андрей Казанцев перечислил несколько причин сегодняшних терактов. "Хотя пока строить более-менее достоверные гипотезы рано, ведь еще предстоит расследование, можно назвать несколько вариантов. Во-первых, Иран вовлечен в очень серьезное геополитическое противостояние с соседями по арабскому миру, прежде всего, Саудовской Аравией и Катаром, то есть теракты могли быть организованы с той стороны. Во-вторых, в Иране есть достаточно серьезная оппозиция, и со времен Исламской Революции там происходят террористические акции, хотя в последнее время их и не было. Тем не менее, есть определенное крыло, которое в свое время организовывало теракты еще против имама Хомейни и его сторонников", - напомнил он.
"Возможна и некая связь с соседним Афганистаном, как и варианты, связанные с наркоторговлей, ведь через Иран идет очень большой маршрут торговли наркотиками. Тегеран, в отличие от многих своих соседей, с ними активно борется, процент перехвата наркотиков очень высокий, и это тоже могло сказаться. Если говорить о влиянии этих терактов на ситуацию на Ближнем Востоке, то она сейчас и так предельно сложная, а эти инциденты показывают, что безопасных мест в регионе больше нет. До этого Иран был относительно безопасен в плане терактов, но теперь ясно, что это не так", - указал Андрей Казанцев.
Политолог-востоковед Вячеслав Матузов предложил смотреть на инцидент в более широком контексте. "Я вижу взаимосвязь между последними событиями в регионе Ближнего и Среднего Востока, и в их контекст укладываются эти вооруженные провокации в иранском парламенте и мавзолее имама Хомейни. После прихода к власти новой администрации США, особенно после поездки президента Дональда Трампа в Саудовскую Аравию и встречи его с 52 лидерами исламских государств поднялась некая волна, движущей силой которой является представление Ирана как главного источника терроризма. Даже главная деятельность ИГИЛ сейчас начинает приписываться Ирану, хотя, казалось бы, Иран в Сирии ведет беспощадную войну с игиловцами на стороне сирийского правительства. Если сопоставить эти обстоятельства, то станет ясно, что сегодняшние взрывы в Тегеране – не случайность", - сказал он.
По мнению эксперта, с этой же антииранской программой Вашингтона связана и дипломатическая атака на Катар его соседей. "Поскольку по итогам визита Трампа в Эр-Рияд Иран был обозначен как главная угроза международного терроризма, можно предположить, что, если начнутся военные действия против Катара, Иран будет неизбежно вовлечен в боевые действия, так как он уже заявил о своей полной поддержке Катара. Боюсь, что такова задумка спровоцировать Иран на вмешательство во внутриарабские дела, что станет оправданием Америки для некоего удара по ИРИ. То есть так будет реализована идея, за которую выступали все американские администрации под влиянием Израиля, ведь именно Израиль активно выдвигает мысль о том, что Иран – главная угроза миру во всем мире", - обратил внимание Вячеслав Матузов.
"Взрывы в священных местах, а ведь мавзолей имама Хомейни – это священное место для шиитов и Исламской Республики Иран в целом, а парламент – священное место для светских людей и политиков страны, являются провокациями. Я рассматриваю их как предупреждение Ирану, определенный сигнал ему накануне подготовки неких серьезных изменений в политическом ландшафте всего Ближнего Востока, за которые, на мой взгляд, выступает сегодня Дональд Трамп. Вопрос остается открытым – где будет в этой ситуации Россия, какую позицию займет Россия, какие возможности у нее будут. Думаю, наш Совет национальной безопасности и президент должны об этом сейчас размышлять и готовиться к принятию каких-то решений", - заключил политолог-востоковед.