Джафар Джафаров: мы стремимся повысить уровень учителей в Азербайджане

Читать на сайте Вестник Кавказа

Новые задачи, которые стоят сегодня перед Азербайджаном, придают особую значимость увеличению человеческих ресурсов республики, и важным шагом к достижению этой цели является рост качества школьного образования, заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ректор Азербайджанского государственного педагогического университета Джафар Джафаров, рассказывая о своем переходе в АГПУ из Азербайджанского университета туризма и менеджмента в июне прошлого года и различиях между двумя вузами.

В первую очередь Джафар Джафаров отметил, что Азербайджанский университет туризма и менеджмента, в создании которого он участвовал и в котором работал в течение 10 лет, – это отраслевой вуз. "Первоначально предусматривалось, что он будет готовить кадры для туризма, что, в основном, на сегодняшний день и делается, – однако всего одним направлением университет содержать сложно, так что мы взяли сопредельные программы и стали университетом туризма и менеджмента. Я с гордостью могу сказать, что это первый азербайджанский университет с программой двойного диплома, организованной совместно с австрийским англоязычным университетом. Программа была успешно воплощена в жизнь, и впоследствии многие университеты стали применять ее, в прошлом году мы отмечали ее десятилетие. Думаю, в какой-то степени некоторые элементы этой программы были использованы в системе образования страны в целом", - поведал он.

Ведущий педагогический вуз страны, ректором которого Джафар Джафаров был назначен по распоряжению президента Ильхам Алиева 23 июня 2016 года, потребовал выйти на новый уровень работы. "Азербайджанский государственный педагогический университет в десять раз больше, в нем учатся порядка 20 тыс студентов и работают около 3 тыс сотрудников. Он расположен не только в Баку, но и в пяти региональных филиалах, также в его состав входят колледж из двух кампусов и школа при университете; в Баку университет проводит обучение в шести кампусах – это огромное хозяйство", - обратил внимание ректор.

Заступив на должность ректора, Джафар Джафаров реализовал слияние Азербайджанского педагогического университета и Азербайджанского института учителей, которые и стали Азербайджанским государственным педагогическим университетом. "Само слияние было решено до нас, но непосредственно все технические процессы пришлось делать уже нам. В частности, мы приняли примерно 300 человек из института учителей, присоединенного к педагогическому университету, и, поскольку университет не безразмерный, это было не так просто. В целом, присоединение было сложным, и мне приятно отметить, что это дело уже выполнено, слияние осуществлено успешно, и университет работает как единый коллектив", - сказал он.

Ректор пояснил, что основная сложность при слиянии заключалась в той высокой ответственности, которую накладывает важность высшего образования для Азербайджана. "По мере развития страны все больше и больше приобретает актуальность человеческий потенциал. Это осознают все, и при приеме меня на новую работу это было подчеркнуто во всех инстанциях, где был разговор со мной. Задачи, которые стоят перед страной, особенно новые тренды, которые возникают в связи с изменением цен на энергоресурсы, придают особую значимость увеличению человеческих ресурсов – и это цель номер один для всего образовательного процесса, начиная со школы. Если раньше вопрос о подготовке кадров стоял не так остро, то сейчас он принципиален. А ведь кадры идут со школы. База всего этого в школе", - подчеркнул глава Азербайджанского государственного педагогического университета.

В этом и состоит разница между прежним и нынешним местами работы Джафара Джафарова. "В университете туризма и менеджмента процесс подготовки к конкретной области (туризм и управленческая деятельность) идет уже на некой базе, так как человек смог чего-то добиться и поступить в университет. В случае педагогического университета важны, в первую очередь, учителя, человеческий потенциал школы. Все сконцентрировано на том, чтобы увеличить этот человеческий потенциал, усилить преподавательский корпус в школах. В Азербайджане 4500 школ, большинство из них или заново отстроены, или полностью отремонтированы, но одной инфраструктуры для образования недостаточно. Безусловно, у нас есть очень хорошие преподаватели, их огромное количество, но в массе я, к сожалению, качества работы учителя не наблюдаю, есть слабые преподаватели", - указал он.

Для того, чтобы изменить ситуацию Министерство образования стремится повысить престиж профессии учителя. "Далеко не все сильные студенты и абитуриенты идут сегодня в эту профессию. Чтобы поощрить их, выделены дополнительные средства тем, кто наберет 500 баллов и выше и первым укажет в своих заявлениях педагогическое направление. Это, а также все остальные преобразования, в конечном счете, привели к тому, что в стране действительно вырос престиж преподавания. Конечно, это большой труд, и предстоит сделать еще очень много, дабы выйти на те уровни, которые необходимы для осуществления новых задач, которые сейчас ставятся президентом в последних документах. Это очень актуально, и в этой связи у нас в университете тоже делается очень многое для того, чтобы привести его в состояние мобильного механизма, который может выполнить задачи, стоящие перед нами", - заключил ректор Азербайджанского государственного педагогического университета.