Российская экономика пожелала дешевых долларов

Читать на сайте Вестник Кавказа

Оптимальный для российской промышленности курс национальной валюты составляет 52 рубля за доллар, показал проведенный в марте среди руководителей российских промышленных предприятий опрос Института Гайдара.

Самые большие потребности в крепком рубле в районе 42 рублей за доллар у фармацевтики, что объясняется ее зависимостью от импортного сырья и оборудования, большей частью поставляемого из-за рубежа за неимением российских аналогов. В противовес фармацевтической отрасли металлургические предприятия считают оптимальным курс национальной валюты в 61 рубль за доллар: это дает им возможность экспортировать свою продукцию. Примерно такие же предпочтения по той же причине у предприятий химической промышленности, - передает РБК.

Единую точку зрения на оптимальный курс российской валюты неожиданно продемонстрировали легкая и пищевая промышленность, которых устраивает 48–49 рублей за доллар. Традиционно их отношение к курсу из-за разной степени конкуренции с импортом было диаметрально противоположным, а теперь из-за практически полного отсутствия конкуренции со стороны производителей из дальнего зарубежья производители пищевых продуктов заинтересованы в крепком рубле, поскольку зависят лишь от импортного оборудования и материалов, и укрепление валюты позволит снизить издержки на предприятиях, цены, и оживит спрос на продукты за счет роста доходов населения. А вот легкая промышленность, всегда испытывавшая острую конкуренцию со стороны импорта, ратует за крепкий рубль вопреки всякой логике.

Любопытно, что год назад этот показатель был практически на том же уровне: тогда оптимальным назывался курс в 51 рубль за доллар. Практически одинаковые показатели двух лет говорят об устоявшейся системе координат тех, кто занимается производством и сбытом, считают эксперты.

Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков, российская промышленность, не связанная с обработкой полезных ископаемых, по-прежнему в гораздо большей степени зависит не от импортного сырья, а от оборудования.

"Данное оборудование позволяет производить более дешевую и качественную продукцию, что в свою очередь необходимо для модернизации экономики. Что касается сырья, то зависимость от него не такая большая. Конечно, она существует, но в принципе его можно добывать на территории России, поскольку природно-ресурсный потенциал в стране довольно большой. Поэтому низкий курс как раз должен стимулировать освоение производственных комплектующих для добычи сырья в России", - отметил депутат. 

Он указал, что курс доллара в рублях стоит поддерживать на нынешнем уровне. "Курс должен быть стабильным. В этом случае гораздо проще прогнозировать издержки и конкретную среду на рынке. Так что я не сторонник ни удешевления, ни укрепления рубля", - заметил аналитик.

Помимо этого, он рассказал о том, учитывают ли Центробанк и Минфин подобные мнения товаропроизводителей при разработке своих курсовых стратегий. "Банк России говорит о том, что он ориентируется на плавающий курс рубля. То есть он не собирается вмешиваться в курсовую политику, в курсовую ситуацию. Минфин более осторожен в своих высказываниях, поскольку укрепление рубля может работать против пополнения бюджета. Министерство объективно не заинтересовано в том, чтобы рубль сильно укреплялся, поскольку это может привести к тому, что бюджет не досчитается части налоговых поступлений", - подытожил Анатолий Аксаков.

Со своей стороны доцент кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Максим Сафонов отметил, что не связанная с обработкой полезных ископаемых промышленность до сих пор сильно зависит от импортного сырья. "Это естественно. Все те, кто привязан к импорту, заинтересованы в том, чтобы доллар был ниже. А всем тем, кто привязан к экспорту, нужно, чтобы он был выше", - объяснил экономист.

Кроме того, говоря о необходимости поддерживать текущий курс доллара в рублях, он заметил, что Центробанк не поддерживает позицию его главы Эльвиры Набиуллиной, которая считает, что никакие интервенции не нужны, поскольку курс должен выстраиваться естественным образом.

"Вопрос об оттоках и притоках капитала, нужно ли все это контролировать или секвестировать. Набиуллина является сторонницей того, что это все должны происходить  естественным образом. То есть мы смотрим сальдо торгового баланса и понимаем, насколько курс рубля средне взвешен. Потому что все равно эти флуктации, 49 или 62, эти десять типов разницы не сильно существенны. Они видны в больших объемах, а для населения это не такая большая разница", - акцентировал внимание эксперт.

Также он указал на то, что Центробанк и Минфин при разработке своих курсовых стратегий учитывают подобные мнения товаропроизводителей. "Во-первых, Министерство экономического развития отвечает за статистику официальную. Показатели агрегируются там и выдаются различные рекомендации. А дальше уже подключаются ЦБ в рамках своих надзорных функций, а Минфин - в плане ответственности перед бюджетом, перед наполнением. Для Минфина, который отвечает за наполняемость бюджета, чем выше курс, тем лучше. Для ЦБ это не принципиально. Ему нужно сохранять объем денежной массы. МЭР отвечает за развитие, поэтому чем ниже курс, тем лучше", - резюмировал Максим Сафонов.