Большой симфонический оркестр возрождает российскую духовность в малых городах
Читать на сайте Вестник КавказаСостояние духовности и культуры современного человечества вызывает у людей мыслящих растущее чувство тревоги. Они говорят, что мы становимся очевидцами и участниками нарастающих темпов деградации. Между тем, само понятие духовности у одних вызывает отрицание, другие считают ее частью культурной системы отдельных личностей. Причем в последнем случае речь идет, в том числе, о сочетании литературного, научного, нравственного, музыкального и других направлений. В Государственном академическом Большом симфоническом оркестре (БСО) имени П. И. Чайковского, который сейчас дает концерты в российских городах, духовность считают стержнем жизни народа, который удерживает от поглощения, от морального падения и самоуничтожения.
Художественный руководитель и главный дирижер БСО Владимир Федосеев считает, что духовность России сейчас сосредоточена в небольших городах: ″В каждом городке чувствуешь, что ты необходим там со своей музыкой, со своим Чайковским. Это наполняет смыслом. На днях мы были в Сергиевом Посаде, и очень сложно было покидать этот город. Люди были до слез благодарны. Они плакали от восторга, от ощущения живой музыки. Россия сейчас возрождается через эти малые города. Там начинается все великое. Пройдут годы, мы снова обретем ту великую планку культуры, которую немножко потеряли″.
В программе гастрольного тура БСО, посвященного 85-летнему юбилею дирижера упор сделан на произведения Хачатуряна, Стравинского и, конечно, самого Чайковского.
″У нас есть два проекта, - рассказывает виолончелист Борис Андрианов, - один называется ”Музыкальная экспедиция”, мы ездим по городам, чаще всего Владимирской области, и играем концерты прямо на улицах. Эти концерты доступны для всех. Другой проект называется ”Поколение звезд”, в рамках которого мы просто путешествуем по России, в глубинку забираемся, и чем дальше, тем интереснее. Мы видим, что нет людей неготовых к классической музыке. Люди приходят со всех окрестных деревень. Они идут с поля домой и попадают на концерт, сначала не понимая, что происходит, а потом страшно благодарят, говоря, что раньше даже не представляли, что это такое. Это как будто приходишь в спортзал в первый раз, и у тебя начинают болеть мышцы, о существовании которых ты даже не знал. Так и здесь - затрагиваются какие-то душевные струны, а люди даже не знают, что с ними происходит. В советское время была система, когда гастроли музыкантов проходили по всей стране, Ростропович с баянистом путешествовал. Но сейчас, к сожалению, это утеряно, а люди готовы к тому, чтобы воспринимать настоящее искусство″.