Новая сделка с ОПЕК обрушила нефть
Читать на сайте Вестник КавказаНефтяные цены продемонстрировали отрицательную динамику на фоне решения нефтедобывающих стран продлить соглашение о сокращении добычи на девять месяцев на прежних условиях. Это решение разочаровало инвесторов, ожидавших от нефтеэкспортеров более решительных мер для восстановления мирового спроса и предложения. Об этом свидетельствуют данные торгов.
Так, по состоянию на 08.51 мск стоимость июльских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent снизилась на 0,60% и составила $51,13 за баррель, на нефть марки WTI - на 0,78%, до $48,52 за баррель. При этом накануне цена нефти этих марок уже падала более чем на 5%.
Комментируя настроения инвесторов, Оливье Якоб "(Petromatrix) отметил, что "сценарий 9-месячного продления пакта о сокращении нефтедобычи уже был заложен в цены, значит, ОПЕК больше нечего предложить для балансировки нефтяных рынков, и это печально", - цитирует Рейтерс.
"Продление глобального пакта до конца первого квартала 2018 года приведет к росту добычи нефти в США на 950.000 баррелей в сутки, что осложнит задачу ОПЕК", - говорят данные прогноза Wood Mackenzie.
Напомним, накануне на встрече в Вене участники венского соглашения договорились продлить соглашение по сокращению нефтедобычи на девять месяцев - до конца первого квартала 2018 года. ОПЕК договорилась 30 ноября прошлого, 2016 года в Вене о сокращении добычи на 1,2 млн баррелей в день с октябрьского уровня в целях стабилизации нефтяных цен.
В свою очередь, страны не входящие в ОПЕК 10 декабря согласовали сокращение своей добычи суммарно на 558 тыс баррелей, в том числе РФ - на 300 тыс. Соглашение было заключено на первое полугодие 2017 года с возможностью продления.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин, такая реакция рынка вполне естественна, она свидетельствует о том, что потенциал роста уже исчерпан. "Так бывает, когда рынок ожидает какого-то события, а когда событие происходит, становится ясно, что потенциала роста на этом событии больше нет. В этом случае вслед за событием наблюдается массированная продажа активов", - пояснил эксперт.
Он провел аналогии с событиями ноября-декабря 2016 года, когда договоренности были достигнуты в первый раз, причем достаточно неожиданно. "Перед встречей стран ОПЕК и не-ОПЕК рынок до конца не верил в возможность достижения договоренности, относясь к ней скептически. А когда это произошло, естественно, цена взлетела. А сейчас событие было заложено в цене еще до начала встречи ОПЕК+, причем его вероятность была существенно выше. Отсюда и такая распродажа", - указал старший аналитик "УралСиб".
Кроме того, по словам Кокина, некоторые участники рынка рассчитывали, что Нигерия и Ливия присоединятся к сокращению, получив свою квоту. "Однако этого не произошло. Более того, министр нефти Ирака сообщил, что Курдистан, будучи фактически автономным регионом, не участвует в сделке, а это почти 600 тыс баррелей в день - достаточно существенные объемы", - поведал он.
Тем не менее, эксперт заявил, что масштабы распродажи активов все же несколько преувеличены, и цены вернутся к прежним уровням уже на следующей неделе. Он добавил, что в ближайшее время о заключении аналогичных сделок, но на более выгодных для трейдеров условиях речи не идет.
Аналитик указал, что на протяжении ближайших 9 месяцев действия соглашения рынок, скорее всего, придет в состояние баланса. "Взгляд ОПЕК на мировой рынок нефти заключается в том, что в настоящее время он уже близок к равновесию. Спрос и предложение достаточно близки к тому, чтобы сравняться, и неизбежный рост спроса, происходящий вместе с ростом мировой экономики, должен немножко обгонять рост предложения. В результате уже к концу года мы должны увидеть снижение глобальных запасов нефти и нефтепродуктов. Я думаю, так и произойдет. Однако есть два риска: во-первых, могут возникнуть проблемы с ростом спроса в США, которые показывают не очень хорошую статистику с начала года, либо в любой из развивающихся стран, например, в Индии или Китае. Во-вторых, добыча американской сланцевой нефти может вырасти гораздо больше, чем сейчас прогнозируется основными аналитиками", - уточнил Кокин.
Доцент ВШКУ РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов напомнил, что Москва и Эр-Рияд заявили о решимости продлить сделку до марта 2018 года еще 10 дней назад. "То есть, позитивный сигнал касательно того, что все страны согласятся продлить сокращение, пошел заранее, а в дальнейшем свою силу исчерпал. На фоне же других событий, в частности, данных о росте мировых запасов, получилось, что позитивный толчок уже ослаб, а негативный усилился, что и привело к действующим ценам", - поведал он.
Эксперт при этом указал, что отскок цен не просто возможен, но должен произойти. "Чем больше волатильность, тем более выгодно нефтетрейдерам участвовать на этом рынке", - сказал аналитик.
В целом, предупредил эксперт, стоит ожидать волатильных цен с последующим снижением. "Волатильность должна быть в районе $52-55, за редким случаем $56 за баррель. А к концу текущего года, из-за того, что Америка увеличивает добычу, а иных мощных позитивных сигналов для рынка нефти, каким, например, могло бы стать внештатное собрание членов ОПЕК или очередное снижение квот, и т.д., не ожидается, - к концу года нефть дополнительно снизится до уровня $49 за баррель. Волатильность в таком случае возможна соответственно $48-$51 - вокруг $50 за баррель", - рассказал старший научный сотрудник ИЭ РАН.
Комментируя возможность заключения нового, более выгодного для участников рынка соглашения, Капитонов пояснил, что это зависит прежде всего от американского фактора. "Есть оценки, что у США иссыхают самые хорошие месторождения. Но в связи с новыми технологиями этот горизонт пока отодвигается, по последним данным, самые хорошие сланцевые месторождения иссякнут через два года. А потом горизонт может опять отодвинуться. Но как только начнется движение США вниз или стабилизация, тогда и возможна реакция со стороны ОПЕК и однозначное дополнительное снижение квот", - указал эксперт.
"В противном случае получается просто игра в поддавки: страны ОПЕК и присоединившиеся к ним государства снижают добычу, а Америка наращивает. Происходит передел рынка, причем нашими же руками", - подчеркнул доцент ВШКУ РАНХиГС.