Россия-НАТО: возможно ли сближение
Читать на сайте Вестник Кавказа"Блок НАТО должен сосредоточиться на терроризме и миграции, а также на угрозах со стороны России и с востока и юга", — сказал вчера президент США Дональд Трамп, выступая в штаб-квартире организации в Брюсселе. Эксперты сомневаются, сотрудничество Москвы и НАТО возможно в условиях, когда лидер блока считает Россию одной из главных угроз. Тем не менее военные России и США поддерживают контакты. Как сообщает Stripes в статье US, Russia boost dialogue about Syria operations to include generals, на днях военные США и России расширили свое общение в отношении операций в Сирии, включив российских и американских генералов в диалог на Ближнем Востоке.
Командующий Центральным командованием ВВС, генерал-лейтенант Джеффри Харриган, что так называемая ”деконфликтизация” между двумя странами активизируется по мере того, как ″возглавляемая США″ кампания против ИГИЛ (запрещена в России) прогрессирует в ходе подготовки к операции в Ракке, де-факто столице террористической группы. Переговоры направлены на предотвращение авиационных происшествий или столкновений между воздушными судами.
”Нам пришлось увеличить объем работы по деконфликтизации, которую мы проводим с Россией, учитывая большую загруженность воздушного пространства, в котором мы сейчас работаем, - сказал Харриган. - Мы пока не даем конкретных данных России, но уведомляем, где мы будем действовать, чтобы можно было создать оперативную картину, которая позволит нам атаковать врага и предоставит свободу передвижения”.
Генерал морской пехоты Джозеф Данфорд, председатель Объединенного комитета начальников штабов, объявил на прошлой неделе, что недавно был добавлен новый ”канал” деконфликтизации между россиянами и американцами для обеспечения безопасности авиаперелетов и войск на местах. Морской генерал-лейтенант Кеннет Маккензи, сотрудник штаба Данфорда, регулярно общается с российскими офицерами в рамках этой программы.
По данным Джеффри Харригана, переговоры о деконфликтизации также были усилены в течение последних нескольких месяцев. В процесс был вовлечен заместитель Харригана, генерал-майор ВВС Дэвид Нахом, который беседовал с российскими офицерами. Состоялось всего несколько встреч, сказал Харриган, но они помогли обеим сторонам четко понять их планы. ”Я отдаю приказы коалиционным летчикам зачастую в очень сложной и динамичной ситуации, - сказал генерал. - Моя задача - дать им как можно более четкие и недвусмысленные указания”.
США и Россия впервые достигли соглашения, в рамках которого американский полковник и его российский коллега могут звонить друг другу, чтобы удостовериться, что операции их наций не перекрывают друг друга.
Между тем, как полагает завсектором Института мировой экономики и международных отношений Сергей Ознобищев, механизмы сдерживания, которые работали и были наработаны во времена холодной войны, сегодня разрушены: ″Сейчас как великое достижение представляют, что теперь можно по какому-то специальному телефону позвонить. Как будто нельзя иначе позвонить! Происходят постоянные сближения самолетов - то один истребитель подлетел, то другой к кораблю. Но есть же советско-американские документы 1972-1979 годов о предотвращении опасных инцидентов, где подробный, развернуто описано, что, как, на каких дистанциях делать″.
Недавно Россия получила от НАТО согласие предметно обсудить запрет полетов над Балтикой с выключенными транспондерами, инициированный ранее президентом Финляндии Саули Ниинистё. Но это Ознобищев считает недостаточным: ″Ситуация опасная, и должны быть политические решения с обеих сторон. Надо собраться и восстановить механизм Россия-НАТО″.
Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич назвал этапы ухудшения отношений по линии Россия-НАТО - югославский кризис; расширение НАТО на Восток; Крым. ″Конечно, закончилось время наполеоновских армий. По 300 тысяч человек никто не стоит друг напротив друга, 2 тысячи танков против 2 тысяч танков никто не собирается ставить - их в Прибалтике просто поставить некуда. Но риски изменились, а география работает не на укрепление стабильности, а против, поскольку путь из Санкт-Петербурга в Калининград проходит непосредственно у границ Эстонии, Латвии, Литвы. Нет мер доверия, хотя бы в том формате, который предложен был президентом Финляндии, то здесь любой полет самолета, любое движение корабля - это потенциальный риск случайного конфликта″.