Правительство предрекло России 20 лет застоя

Читать на сайте Вестник Кавказа

На этой неделе правительство и администрация президента России приступят к сведению в единую конструкцию результатов работы Минэкономики и других ведомств Белого дома над планом действий до 2025 года, предложений Центра стратегических разработок (ЦСР) до 2024 года и, возможно, альтернативных идей.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил на состоявшейся в пятницу встрече с президентом Владимиром Путиным, что в основу всех сделанных предложений должна лечь работа, проведенная правительством. Тем самым премьер обозначил конструкцию, в которой предполагается в ближайшие недели обсуждать план действий власти на период с 2018 года. Из объявленных итогов встречи следует, что основой единой экономической программы власти будет среднесрочный план действий Белого дома до 2025 года, в предварительном варианте в мае 2017 года собранный Минэкономики под руководством министра Максима Орешкина. Предложения "других экспертных групп", в первую очередь ЦСР под руководством Алексея Кудрина, будут рассматриваться в "окончательном варианте", сроки разработки которого не обозначены.

Программа Минэкономики не предполагает радикальных решений. Это следует из базового для нее экономического прогноза — "Сценарных условий функционирования экономики РФ на период до 2035 года". Как и в ранних версиях прогноза, Минэкономики заложило в целевой вариант прогноза реализацию некоторого набора реформ 2018-2024 годов. Структура прогноза такова, что три блока структурных реформ — рост численности занятых в экономике, рост инвестактивности и рост производительности труда — вне зависимости от конкретного их наполнения (так, рост численности занятых проще всего реализовать повышением пенсионного возраста, но возможны и инновационные варианты) их вклад в будущее развитие оценивается как константа. "Бюджетное правило" можно считать включенным в той или иной мере во все варианты: сценариев с ценой нефти выше $54,8 за баррель (к 2031-2035 годам) Минэкономики не рассчитывает.

Сценарные условия Минэкономики демонстрируют, что в течение ближайших 20 лет в заданных ограничениях на реформы существенных трансформаций экономики не произойдет. В то же время программа ведомства подразумевает развитие институтов проектного финансирования. При этом пока непонятно, как именно это будет выглядеть в "окончательной версии" программы. С одной стороны, все варианты прогноза предполагают сокращение доли госинвестиций в общих инвестициях. С другой — краткое описание Минэкономики развития института проектного финансирования может подразумевать рост эффективности работы госбанков и госинститутов развития в инфраструктурных проектах.

Помимо этого, программой предусмотрены меры по развитию "человеческого капитала". Их предполагается реализовать через "приоритетный проект по повышению производительности труда" (в цифрах целевой сценарий предполагает рост производительности в 2017-2035 годах в 3,4 раза, консервативный при низких ценах на нефть — в 1,3 раза, базовый — в 1,7 раза), однако сопровождается некоторым сокращением доли образования и здравоохранения в ВВП. Рост инвестактивности относительно других отраслей, согласно прогнозам Минэкономики, будет наблюдаться сначала в секторах недвижимости и строительства (рост доли в общих инвестициях с нынешних 22,4% до 26% в 2017-2020 годах и 26,7% к 2035 году) и в обработке (с текущих 11,4% плавно до 14,7% в 2035 году), доля вложений в ТЭК будет медленно снижаться, в транспорт и связь — снижаться быстрее (с 17,4% до 12,2%). Доля инвестиций в здравоохранение и образование в общих инвестициях снизится с 3,4% в 2017-2020 годах до 2,8% в 2035 году. Сами инвестиции должны будут в целевом сценарии расти темпами выше 5% в год.

Согласно расчетам Минэкономики, при кратном росте производительности труда в целевом варианте реальные зарплаты с 2017 по 2035 год вырастут на 56,5% при росте ВВП за этот же срок на 78,4%, а потребление домохозяйств как доля ВВП увеличится с нынешних чуть более 50% за 18 лет на три процентных пункта. Номинальная средняя зарплата в оптимистичном варианте в 2035 году составит 121 тыс руб. при "вечной" четырехпроцентной инфляции (она сократит доходы к номинальным к 2035 году в 2,1 раза). В текущих мировых ценах это означает увеличение средней зарплаты нынешнего работающего поколения с $500 до $800 в месяц и страховых пенсий с $200 до $350 к 2035 году, пишет "Ъ".

Кроме того, в прогнозе подчеркивается, что экономика РФ целевом сценарии достигнет пика роста ВВП в 3,6% - в 2028 году, затем замедлив темпы до 3,1% в 2035 году. При этом мировая экономика, как полагают в правительстве, будет расти к этому времени уже медленнее 3% в год.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергей Хестанов, сдержанные прогнозы властей являются скорее оптимистичными. "Достигнуть 3,6% годового роста, даже к 2028 году, очень непросто. Если посмотреть на основные финансовые показатели, мы увидим, что Россия примерно к 2013 году достигла исчерпания своей модели роста – тогда стало ясно, что выжать хоть сколько-нибудь заметный рост из нынешней структуры экономики уже невозможно. Некоторое время после этого экономический рост поддерживался ценами на нефть, но затем и они упали, и стало понятно, что такого роста, как в начале 2000-х годов, скорее всего, не будет", - в первую очередь отметил он.

В связи с этим в первую очередь необходима новая модель экономического роста. "К сожалению, эта проблема пока еще далека от решения, хотя работы и ведутся. Неясно, что делать, нет даже жизнеспособных рабочих альтернатив, так что максимум в 3,6% - это очень оптимистично. Более реалистичный прогноз – это рост в диапазоне 1-2%, при этом для России любой рост менее 3% - это де-факто стагнация, что ставит перед нами очень серьезные вызовы. Прогноз властей, скорее всего, придется менять достаточно скоро. Я думаю, первые серьезные изменения в экономике мы увидим в следующем году, не позже осени, и прогноз придется пересматривать. Быть может, начнется, как минимум, широкое обсуждение, как искать следующую модель экономического роста", - отметил Сергей Хестанов.

Эксперт скептически оценил и достижение роста производительности труда в 3,4 раза. "Это фантастика, мягко говоря. Дело в том, что на практике достичь роста производительности труда хотя бы в 1,5 раза – это очень серьезная задача, для этого должно произойти нечто очень серьезное в экономической политике. На мой взгляд, добиться такого показателя в жизни практически нет, и шансов, что этот план будет реализован, к сожалению, совсем мало", - предупредил он.

И в то же время, подобные прогнозы на 20-летний период необходимы для работы государства, подчеркнул экономист. "Это абстрактный ориентир на отдаленное будущее. В целом, правительство, как правило, принимает свои решения либо в рамках годичного бюджета, либо, в хорошие времена, в рамках трехгодичного. Любые прогнозы на больший срок имеют не только невысокую точность, но и большие шансы оказаться нереализованными", - заключил Сергей Хестанов.