Чему участники женевских переговоров должны учиться у России

Читать на сайте Вестник Кавказа

В Женеве завершилась трехсторонняя встреча РФ, США и ООН по Сирии, которую спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура назвал конструктивной. Очередной раунд внутрисирийских мирных переговоров открылся в Женеве во вторник с небольшими надеждами на прорыв, потому что сирийские власти и оппозиция зашли в тупик относительно того, может ли быть свергнут президент Башар Асад, в то время как его позиции остаются твердыми. По существу, это и стало препятствием на пути прогресса.

Как пишет Defence One в статье What Syrian-Peace Negotiators in Geneva Must Learn from Russia, большую роль играет соглашение о деэскалации, подписанное в начале этого месяца в Астане. Хотя долгосрочная устойчивость плана остается под вопросом, переговоры под руководством России способствовали многосторонней поддержке немедленных шагов по сокращению военных действий между режимом и оппозиционными силами и выработали консенсус между сирийским правительством и тремя основными внешними участниками конфликта. Если женевские переговорщики хотят сохранить свой авторитет и избежать передачи дипломатической инициативы в отношении будущего Сирии в руки России, участники переговоров должны признать и исходить из реальностей на поле боя.

То же самое относится и к Соединенным Штатам. После избрания президентом Дональда Трампа США играют более пассивную роль на Женевских переговорах, посылая смешанные сигналы о своих приоритетах для урегулирования путем переговоров. В то время как оппозиция последовательно возражает против роли Ирана в соглашении по деэскалации и продолжает настаивать на отставке Асада в качестве предварительного условия для урегулирования, новая администрация США вначале поддержала идею сохранения Асада у власти, затем изменив свою позицию после апрельских химических атак.

Тем не менее США выразили осторожную поддержку Астанинской сделке, в результате которой Асад остается у власти. На прошлой неделе встречи между президентом Трампом, госсекретарем Рексом Тиллерсоном и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым показали, что США могут даже сотрудничать с Россией в осуществлении контроля этих зон, хотя возможность многообещающего сотрудничества испарилась после того, как Госдепартамент рассекретил доказательства зверств Асада против гражданского населения Сирии.

Если США не пожелают и не смогут существенно увеличить свою приверженность изменению баланса сил на местах, правительство Асада останется доминирующей силой, а Россия и Иран будут продолжать формировать будущий политический порядок Сирии. Отказ принять эту реальность стал серьезным препятствием на пути прогресса на Женевских переговорах.

Теперь, когда Россия возглавляет единственный продуктивный дипломатический процесс, а США вряд ли хватит политической воли для решительной военной интервенции, у Вашингтона мало рычагов влияния на режим Асада. У США есть потенциал оказать дипломатическое давление на сирийскую оппозицию и ее сторонников извне, чтобы принять и адаптироваться к суровым реалиям на местах. Однако непоследовательная политика администрации Трампа в отношении Сирии продолжает вызывать ложную надежду на то, что Запад в конечном итоге вытеснит Асада и даст оппозиции повод отказаться от прямых переговоров с режимом - первого шага к деэскалации насилия в стране.

Доминирующая роль России в сирийском мирном процессе не умаляет значения вклада Соединенных Штатов, даже если он минимальный. По сути, потенциал для дипломатического прогресса, представленного переговорами в Астане, подчеркивает важность участия США. Страны-гаранты, на которые можно положиться, имеют большое значение для успеха Астанинского соглашения, и деэскалация, скорее всего, будет успешной, если она будет поддерживаться США или американским союзником-гарантом наряду с Россией, Ираном и Турцией. Для достижения прочного переговорного соглашения и режим, и сирийская оппозиция должны отказаться от максималистских требований и начать прямой диалог. Если эти шаги будут должным образом реализованы, план по созданию деэскалационных зон будет признан и режимом Асада и оппозицией. Но и Россия, и Соединенные Штаты должны помочь преодолеть разрыв между переговорными позициями воюющих сторон - как в Женеве, так и в Астане.

Процессы в Астане и в Женеве должны продолжаться одновременно с пониманием того, что они дополняют друг друга. Переговоры в Астане, вероятно, останутся лучшим путем для управления деталями переговоров о прекращении огня и стабилизации гуманитарного кризиса, особенно если Соединенные Штаты станут активным участником, а страны-гаранты будут действовать добросовестно. Женевские переговоры остаются важным, хотя и в значительной степени символическим, представлением международного одобрения и действий в отношении Сирии, и любое решение в Сирии нуждается в одобрении Совета безопасности ООН. Однако любое жизнеспособное политическое решение должно начинаться с взаимного признания между сторонами и основываться на реалиях на местах. ООН, США и сирийская оппозиция должны придерживаться более прагматичного подхода к этим переговорам, иначе они рискуют оказаться в стороне.